№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Беспилотники и батискафы для Арктики

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) типа "Дозор" теперь войдут в арсенал полярников дрейфующих станций "Северный полюс" для мониторинга ледовой обстановки в Арктике.

Образцы "крылатых разведчиков", созданные петербургской компанией "Транзас", были представлены на проходившем в северной столице IV Международном военно-морском салоне с 24 по 28 июня.

Президент компании Николай Лебедев, рассказал «Науке и жизни», что предварительные расчеты, консультации с сотрудниками институтов Росгидромета подтвердили возможность использования беспилотников в условиях высоких широт Северного Ледовитого океана.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Дальность полета БЛА – до 900 км, скорость – 120-130 км/час, "зоркость" аппарата позволит участникам СП на основе передаваемой с борта видеосъемки отслеживать состояние ледовых полей в радиусе видеообзора до 100 км, оперативно составлять ледовые прогнозы, корректировать карты ледовой обстановки. В оснащение "Дозоров" будут внесены дополнительные устройства с учетом их возможной эксплуатации в условиях полярной ночи.

Ранее беспилотник участвовал в учениях МЧС, проводившихся в гавани морского порта Санкт-Петербурга. БЛА осуществлял трансляцию видеоизображения в реальном времени при проведении антитеррористических операций. Совместно с компанией "Газпром Самара Трансгаз" проведена съемка участка магистрального газопровода.

В Арктическом и Антарктическом НИИ Росгидромета подчеркнули, что на дрейфующей станции отработана методика проведения ледовой разведки с помощью БЛА, выяснены источники помех при приеме видеосигнала.

На Морском салоне в Гавани Васильевского острова также экспонировались макеты глубоководных аппаратов российского производства типа «Консул», способный работать на глубинах до 6 тысяч метров.. Управление батискафом осуществляют два члена экипажа, они могут наблюдать за подводным миром, вести фото- и видеосъемки, проводить операции с механическим манипулятором, наблюдая из трех иллюминаторов в носовой части. Время погружения, выполнения работ на глубине и всплытия составляет около десяти часов. Скорость передвижения под водой - три узла. Гендиректор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Пялов, где сконструирован обитаемый батискаф, сообщил, что судостроители "Адмиралтейских верфей" завершают строительство "Консула". Планируется, что после постройки батискаф пройдет серию испытательных погружений вначале на Балтике, затем – в районе Азорских островов. Здесь расположены полигоны, и возможен спуск на глубины более 3,5 тыс. метров.

Военно-морской салон привлек к участию 350 фирм и компаний из России, 47 зарубежных стран, демонстрирующих новинки морской техники, корабельной автоматики, современные образцы вооружений. У невских причалов ошвартовались наряду с голландским транспортом "Йохан де Витт" фрегат "Св. Олбанс" под флагом Великобритании, тральщики французских ВМС, а также корвет "Стерегущий", сторожевик "Ярослав Мудрый", ракетный катер российского ВМФ.

Автор: Николай Крупеник


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее