№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

55-я Российская экспедиция окольцует Антарктиду

В Антарктиду из Петербурга в тридцатый по счету рейс уходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета.

Начальник 55-ой Российской антарктической экспедиции (РАЭ) замдиректора ААНИИ Валерий Лукин рассказал «Науке и Жизни», что к самому южному материку отбывают 71 член экипажа и 98 сотрудников РАЭ. По пути следования в южноафриканском порту Кейптаун в начале декабря к ним присоединятся еще 64 ученых и специалиста, которые прилетят пассажирскими авиарейсами из Петербурга. «На первом этапе рейса после промежуточной стоянки в порту Кейптаун «Академик Федоров» совершит плавание вокруг Антарктиды в восточном направлении с посещением российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Беллинсгаузен и сезонных полевых баз Дружная-4, Ленинградская и Русская». После этого флагман полярного флота для дозаправки топливом и продовольствием возвратится Кейптаун 21 февраля 2010 года. Затем «Академик Федоров» вновь отправится в антарктические моря, чтобы выполнить работы по снабжению и смене зимовочного состава на станциях Новолазаревская, Прогресс и Мирный.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Работы зимовочного состава 55-ой РАЭ будут выполняться по научным программам комплексного мониторинга природных сред Антарктики на пяти круглогодично действующих российских станциях Новолазаревская, Мирный, Восток, Прогресс и Беллинсгаузен. На этих же станциях в период работ будут проводиться необходимые природоохранные мероприятия.

В НИИ Росгидромета отметили, что авиационное обеспечение работ 55-й сезонной РАЭ возложено на летно-технический состав авиапредприятий из Владивостока и Архангельска. Полеты в Антарктике будут выполняться с помощью двух вертолетов КА-32, базирующихся на борту НЭС «Академик Федоров» и вертолета МИ-8 и самолета АН-2 в горных районах Антарктики по выполнению геолого-геофизических исследований. В период с ноября 2009 по март 2010г. В рамках международной авиационной программы DROMLAN запланировано 13 межконтинентальных полетов самолетов ИЛ-76 ТД с экипажем Государственного НИИ Гражданской авиации по маршруту Кейптаун – Новолазаревская – Кейптаун. Одиннадцать внутриконтинентальных полетов на станцию Восток будут выполняться по договору силами канадских летчиков на самолете БТ-67 «Bassler».

В период проведения сезонных операций запланировано выполнение 34 научных программ, которые будут проводиться представителями 22-х научно-исследовательских организаций и университетов, представляющих Росгидромет, Роснедра, Роскартографию, Рособразования, Росрыболовство, Роскосмос, Минобороны России, МЧС России и Российскую Академию наук.

Среди наиболее интересных и важных программ исследований в предстоящей экспедиции руководитель РАЭ выделил «работы по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях, продолжение исследования подледникового озера Восток, комплексные геолого-геофизические исследования выходов горных пород, внутриконтинентальных районов Антарктики и морские исследования континентальной окраины Антарктиды. Последние будут выполняться специалистами Полярной морской геологоразведочной экспедиции в районе оазиса Вестфолль, внутриконтинентальной станции Восток и акватории моря Д'Юрвиля на борту судна «Академик Александр Карпинский».

Среди новых направлений работ в Антарктике представитель ААНИИ назвал установку коррекционной станции параметров орбит отечественной спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС» на станции Беллинсгаузен.

Будут продолжены буровые работы в глубокой скважине на станции Восток. Планируется, что в конце января 2010 года ее глубина достигнет 3 тыс. 680 метров. «Проникновение в водный слой озера будет возможно в следующем антарктическом сезоне», - заверил Лукин. Вместе с тем, на станции Прогресс будет продолжено капитальное строительство нового зимовочного комплекса и взлетно-посадочной полосы. На станциях Беллинсгаузен и Новолазаревская запланирован большой объем ремонтных работ в служебно-жилых помещениях. Кроме того, в зимовочный период будут проводиться необходимые логистические операции по организации санно-гусеничных походов между станциями Прогресс и Восток и ввод в эксплуатацию снежно-ледового аэродрома в районе станции Новолазаревская.

Работы 55-й РАЭ завершатся весной 2011 года, когда в Петербург из Антарктиды на судне «Академик Федоров» вернется зимовочный состав полярных исследователей.

Автор: Николай Крупеник


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее