«Андрей Первозванный» встретит корабли
100 метровая скульптура Андрея Первозванного будет установлена неподалеку от Кронштадта.
Амбициозный проект выполнен в мастерской Альберта Чаркина – академика Российской Академии художеств, ректора Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Памятник считающемуся покровителем России и Российского военно-морского флота апостолу Андрею Первозванному станет частью архитектурно-художественного комплекса. Комплекс планируется разместить на искусственно созданной территории, на главном морском фарватере Финского залива у города Кронштадта, чуть западнее дамбы. Фигура апостола будет обращена в сторону приходящих судов. По замыслу авторов апостол как бы говорит: «Вы идете к нам с миром и добром, и мы вас встречаем с миром и добром».
В пирамидальном основании памятника (длина базы около 100 метров) расположится филиал музея военно-морского флота и учебные классы морских училищ и Военно-морской академии им. В.М. Кузнецова, которые предполагается перевести в Кронштадт. Подземные помещения не планируются. При благополучном стечении обстоятельств строительство должно закончиться в 2014 году.
Проект памятника уже получил одобрение со стороны членов Художественного совета при главном архитекторе города. Окончательная высота скульптуры определится после утверждения проекта. Скульптуру сначала выполнят в виде рабочей модели высотой три метра. Затем модель разделят более чем на 100 фрагментов для компьютерной обработки. На основе моделей будут выполнены элементы памятника в натуральную величину. Задача масштабирования таких больших сооружений не проста, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что при увеличении радиуса сфера вдвое её объём возрастает в 8 раз.
Предполагается, что конструкция скульптуры будет состоять из жесткого каркаса, обшитого листами металла, примерно также, как создается корпус судна.
Установка памятника осложняется тем, что в месте его расположения неблагоприятный грунт и, кроме того, нередко бывают сильные ветры, способные вызвать значительные вибрации конструкции. С подобными проблемами наши строители уже сталкивались при строительстве обелиска на поклонной горе в Москве, где после испытаний макета памятника в аэродинамической трубе в ЦАГИ задача гашения вибраций была решена путем использования системы противовесов.
Отдельно стоит вопрос выбора материалов для строительства. Авторам проекта поступает масса предложений по новым материалам, включая нанобетон, различные новые пластики (например, используемые для лопастей вертолета «Черная Акула»), однако пока никто не может гарантировать стойкость этих материалов в условиях практически открытого моря в течение хотя бы 30–40 лет. Поэтому предварительно для обшивки памятника предполагается использовать титановый лист толщиной около 2 мм.
Инициатор проекта по созданию архитектурно-художественного комплекса и организатор творческого конкурса – Морской фонд.