Батискаф на вахте
Первый отечественный глубоководный аппарат третьего поколения «Русь» построен на «Адмиралтейских верфях» северной столицы. Предстоящий летом или осенью он готов покорить 6-километровые глубины Атлантики вблизи Азорских островов.
Пилотируемый батискаф «Русь» спроектирован в петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». Автономный аппарат имеет длину 8 м, его ширина и высота – 3,7 м, масса – 24 т, глубина погружения – 6 км, время погружения на глубину 6 км – 2,5 ч, максимальная скорость – 3 узла, экипаж – 2-3 человека. Расчетное время погружения - до 10 часов. Первые испытания батискафа прошли в Атлантике, в акваториях с небольшими глубинами. По словам Генерального директора старейшей российской судоверфи Владимира Александрова, батискаф может выполнять горизонтальные и вертикальные перемещения, движение лагом (боком) и развороты вокруг вертикальной оси. Благодаря оригинальной системе безопасности в случае экстремальной ситуации возможно автоматическое всплытие.
Корпус подводного аппарата «Русь» изготовлен из титановых сплавов. В его оснащение входят манипулятор и буровая установка. Манипулятор доставляет на донный грунт и с грунта предметы массой до 400 кг. С помощью буровой установки можно проводить бурение на глубину до 3 м. Срок службы субмарины – до 2020 года. Одновременно с «Русью» планируются испытания сходного автономного подводного аппарата «Консул», также построенного в Петербурге, для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа.
«Адмиралтейские верфи», основанные в 1704 году, сегодня входят в «Западный центр судостроения» Объединенной судостроительной корпорации. За более чем три столетия со стапелей судоверфи сошло 2,5 тыс. боевых надводных и подводных кораблей, торговых и научно-исследовательских судов. Строительство глубоководной техники здесь начали с 1970-х годов. Первым стал «Север-2». В 1985 году у берегов Курильской гряды погрузился на глубину «Поиск-6». На ленинградских верфях в 1976 и 1983 годах построили две большие подводные лодки-лаборатории «Бентос-300» водоизмещением около 500 тонн для проведения длительных биологических научных наблюдений и экспериментальных работ по освоению Мирового океана (для нужд рыбной промышленности).