№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Экологи против строительства ЦКАД

Строительство Центральной кольцевой автомагистрали в Московской области – это способ освоить новые территории, а не решение транспортных проблем.

Такая точка зрения преобладала на заседании Секции охраны природы Московского общества испытателей природы, которое прошло 16 марта на биофаке МГУ. Кроме членов общества, на собрании присутствовали сотрудники экологических организаций, студенты из Дружины охраны природы биологического факультета, представители районов Московской области, по которым пройдет автодорога. Прогноз воздействия Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) на природу Подмосковья сделал в своем докладе эксперт, выпускник кафедры геоботаники А.Ю.Ярошенко.

ЦКАД, согласно проекту, будет представлять собой систему платных автомобильных дорог в Московской области длиной от 516 до 550 километров, опоясывающих центральное Подмосковье. Строительство магистрали, которую планируют прокладывать не по существующей «бетонке», а параллельно, само по себе наносит вред окружающей среде, но главная опасность не в этом. По мнению экологов, влияние ЦКАД на природу Подмосковья надо рассматривать с учетом планируемого хозяйственного освоения прилегающих к автомагистрали территорий, в первую очередь лесов. На официально принятой схеме территориального планирования Московской области видно, что практически вся территория внутри ЦКАД является зоной концентрации градостроительной активности. Фактически это означает превращение Москвы и ближнего Подмосковья в единый урбанизированный комплекс диаметром около 120 километров.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Другая опасность – в изменении статуса лесов. Согласно Лесному плану Московской области практически все леса, расположенные между МКАД и ЦКАД, предназначены для рекреационной деятельности, т.е. в них можно возводить временные постройки и проводить благоустройство. К сожалению, механизм передачи лесов в "рекреационную" аренду широко используется как средство легализации их застройки. В результате дачник, собравшийся погулять по любимому лесу, рискует наткнуться на «временные постройки», окруженные, в целях благоустройства, высоким забором.

Одним словом, рассматривать влияние ЦКАД на природу Подмосковья следует с учетом того, что эта автодорога является ключом к промышленному освоению и застройке территорий, отстоящих от современной границы Москвы на 35-40 км. Все это приведет к увеличению населения Москвы и Московской области за счет работников, привлеченных к строительству ЦКАД и членов их семей. При росте инфраструктуры и населения транспортная проблема также решена не будет, поток автомобилей только увеличится. Но даже если рассматривать только строительство самой магистрали, вред от него будет более значительным, чем представлено официальной экспертизой. Возрастет загрязнение воздуха и водоемов, увеличится вероятность лесных пожаров, нашествий вредителей древостоя и т.п. Оценка ущерба, самостоятельно проведенная экологами на модельном лесном отрезке, показала, что размер ущерба от ЦКАД составит более 11 миллиардов рублей. Кроме того, на пути ЦКАД расположены 4 государственных заказника, границы которых планируется отодвинуть.

Если ограничиться прокладкой самой дороги, населению птиц будет нанесен вред, но не катастрофический, заявил орнитолог Н.Д.Поярков, проводивший экспертизу проекта. Но, по мнению доктора биологических наук Д.Н. Кавтарадзе, нельзя оценивать влияние дороги отдельно на птиц, зверей и растения, необходимо провести целостную оценку воздействия проекта на окружающую среду. Для этого стоит использовать богатый международный опыт – в Европе давно занимаются гармонизацией транспортной системы с окружающей природой. Кроме того, надо обязать разработчиков опубликовать брошюры с описанием проекта и провести по этому поводу общественные слушания. Последнее особо важно, поскольку ситуацией обеспокоены не только экологи, но и жители районов, по которым пройдет ЦКАД.

Участники заседания решили, что единственно допустимым вариантом является реконструкция самой дороги, без размещения вдоль нее многочисленных объектов. Строительство магистрали планировалось начать в 2011 г., но пока не ясно, найдутся ли для этого инвесторы. «ЦКАД может, и не построят, а земли разойдутся», - скептически заметил докладчик.

Автор: Ксения Любимова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее