№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Оптимально лёгкий самолёт

Сверхлёгкий летательный аппарат с уникальными свойствами продемонстрирован на салоне изобретений «Архимед». На основе его схемы можно строить самолёты целевого назначения с заданными характеристиками.

Автор машины, Виктор Павлович Дмитриев, уже давно занимается изысканием пределов в малой авиации – соотношением скорости, площади крыла, размеров и веса летательного аппарата. В процессе создания своего самолёта он уделил особое внимание механизации и устойчивости управления на малых скоростях.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

«Так никто в мире и не создал самолёт, который я показал почти 30 лет назад, - рассказывает В.Дмитриев. – Мой «ультралайт» весом всего 24,5 кг без мотора и площадью крыла 1,5 кв.м попал в начале 1980-х годов в книгу рекордов Гиннеса».

Спортивные самолёты Яковлева или Сухого весят около тонны. А чтобы поднять в воздух тонну драгоценного металла, нужен мотор не менее 360 л.с. Самолёт Дмитриева в 20 раз легче и меньше. Многие не верили, что такое может быть, пока не увидели. «Я сам выполнял пилотаж на Як-18Т много раз, – продолжает Виктор Павлович, – Он отрывается от земли на скорости 125 км/ч и выше, а мой самолёт может взлететь на скорости 50-55 км/ч».

В 1984 г. Дмитриева пригласили на самый престижный смотр лёгкой авиации в г. Ошкош (США, штат Висконсин). В Америку вёз самолёт в складном виде – он вошёл в чемодан, вызвав изумление у специалистов. Экспонат был настолько популярен среди посетителей авиасалона, что его пришлось обнести дополнительным ограждением, иначе его украли бы авиафанаты.

По аэродинамике самолёты Дмитриева до сих пор считаются непревзойдёнными. Конечно, теоретически можно сделать машину ещё легче, уменьшить скорость и площадь крыла. Но управлять таким самолётом станет практически невозможно.

Новый микросамолёт Дмитриева достиг тех минимальных размеров, соотношения площади и установочных профилей, при которых возможен нормально управляемый полёт. Механизация крыла (двухщелевой закрылок) и хвостового оперения, впервые применённая 30 лет назад, и сегодня остаётся уникальной. Именно на неё в своё время обратили внимание на авиасалоне в Ошкоше. Над таким оперением в США работали специалисты НАСА и фирмы «Боинг», вкладывая в проект гигантские средства. У Дмитриева же получился (по его словам, почти случайно) высокомеханизированный изменяемый профиль хвостового оперения, оптимизированный с углом установки закрылков.

На проходящем в Сокольниках XIII Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» Виктор Дмитриев показал новый экспериментальный образец X-12h весом 50 кг (без мотора), созданный по оригинальной, но простой и дешёвой схеме с той же высокой механизацией. Разгон и взлёт самолёта возможен на 30 метрах, посадка – на 60 м (до полной остановки). Самолёту требуется двигатель мощностью от 30 до 50 л.с. и весом до 16 кг (например, мотор «Лимбах» L550E).

Как считает автор, такую машину уже можно рекомендовать нашим авиаторам как экономичный и адаптированный самолёт для спортивных и туристических целей. На основе X-12h можно проектировать двух- и четырёхместные машины. При этом, несмотря на увеличение масштаба, самолёт всё равно останется маленьким. По схеме X-12h можно сделать не просто отличный самолёт, а такой, какой нужен в конкретном случае, под поставленную задачу.

Главное преимущество: благодаря своим аэродинамическим качествам самолёт не может свалиться в штопор даже при самом небрежном отношении лётчика к пилотированию. Как говорит Виктор Дмитриев, «самолёт прощает ошибки начинающему авиатору».

Автор: Юрий Егоров, Татьяна Новгородская


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее