Кто поможет Кунсткамере?
Петербургские учёные возлагают большие надежды на создание Северо-Западного отделения РАН.
Уважаемое ученое собрание Санкт-Петербургского центра РАН по итогам за год так и осталось бы для страны, да для и штаба академической науки событием ординарным, замеченным лишь для протокола, если в череде коллективных реляций, отчетов и рапортов неким, пожалуй, диссонансом вдруг не прозвучал доклад под условным названием “Кунсткамера - в опасности!?
«Один из самых востребованных музеев в России, да и за рубежом, испытывает проблемы катастрофического масштаба, – в сердцах признался собравшимся коллегам профессор Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Музей на Университетской набережной Невы располагается в здании Кунсткамеры, основанной по распоряжению Петра 1 в 1714 году. Кунсткамера – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира и ведущих исследовательских центров РАН. Музей входит в состав историко-филологического отделения Российской академии, он включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Осенью 2014 года будет отмечаться 300-летие Кунсткамеры. Тем более печально безрадостным выглядит тот факт, что ремонт уникальных залов, затянувшийся на полтора десятка лет, сейчас практически сведён на нет из-за отсутствия должного финансирования. По словам директора, в плачевном состоянии находятся этнографические и археологические фонды, нет даже средств для установки современной пожарной и охранной сигнализации. «Уникальные коллекции, собранные на протяжении 300-летней истории хранятся в ужасающих условиях из-за нехватки площадей фондохранилищ, отсутствует возможность соблюдения температуры и влажности при ужасающей плотности хранения коллекций – более 300 экспонатов на один квадратный метр! – справедливо возмущается Юрий Чистов. – И о реставрации речь не идёт».
Ежегодно Кунсткамеру посещает почти 700 тыс. экскурсантов, а площадь фойе едва достигает 70 кв.м. В музее полностью отсутствует возможность поведения постоянных выставок, в экспозиции – не более 1% (!) коллекционного фонда. Учитывая эти обстоятельства, президиум Санкт-Петербурского научного центра РАН решил обратиться к Президенту Российской Федерации и к президенту РАН с предложением поддержать план мероприятий по подготовке музея к знаменательной дате.
Председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН Жорес Алфёров, выступая на годовом отчётном собрании после обескураживающего доклада о положении дел в Кунсткамере, вновь заявил о насущной необходимости создания в Санкт-Петербурге Северо-Западного отделения Российской Академии наук. «У Северной столицы, по праву считающейся колыбелью отечественной академической науки, нет реальных ресурсов поддержать перспективные прорывные направления фундаментальных исследований, – признал Алфёров. – Для прорыва на стыке наук, необходима современная системно обновляемая материальная база. Иначе задуманное научными коллективами в качестве бесспорных экспериментальных прорывов так и останется суммой добрых пожеланий».
До 1934 года в городе на Неве располагалась Академия наук, созданная в 1724 году по указу императора Петра Первого на основе старейшего публичного музея – Кунсткамеры. Сейчас Санкт-Петербургский научный центр РАН объединяет более 40 научных организаций, представляющих практически все области фундаментальной науки. Здесь сформировались многие научные школы мирового значения.
Идея создания Северо-Западного отделения РАН неоднократно высказывалась видными учёными и руководителями научно-производственных объединений Санкт-Петербурга. Их поддерживают известные общественные и политические деятели. Все убеждены, что научно-технический потенциал города использовался бы гораздо эффективней, если бы в городе существовало отделение РАН.
В вопросе создания нового отделения РАН Жорес Алфёров нашёл понимание со стороны высшего руководства страны. По словам Нобелевского лауреата, речь идёт не просто о создании ещё одного регионального отделения по аналогии и наряду с уже существующими Уральским, Сибирским и Дальневосточным. «У питерского проекта задачи более амбициозные, нежели цель просто приподнять статус академического центра в Санкт-Петербурге. Мы нацелим академическое сообщество северной столицы, учёных различных специальностей на создание критических технологий и инновационных материалов, конкурентоспособных на мировых рынках», – пообещал Алфёров.