Сколько же лет российской авиации?
В Научно-мемориальном музее Н.Е.Жуковского 2 июня отмечалось 100-летие российской авиации. Событие не обошлось без споров среди историков авиации.
Пришедшие на юбилейное торжество недоумевали: о каком 100-летии идёт речь? А как же Можайский, отец русской авиации? Как известно, контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский, изобретатель в области воздухоплавания, в 1881 году получил привилегию на «воздухоплавательный снаряд» (самолёт). На постройку аппарата в натуральную величину Можайский истратил всё своё состояние, нашлись и энтузиасты, которые помогали изобретателю. Спустя год начались испытания нового летательного аппарата. По утверждению очевидцев испытаний, самолёт совершил разбег, кратковременно оторвался от земли, а затем рухнул на крыло. Дальнейшая судьба изобретения Можайского из-за отсутствия средств на доработку оказалась печальной. Но факт существования полноразмерного самолёта никто не отрицает. Заметим, что это был первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха, и сделан он был в России.
Тем не менее, торжественное заседание, посвящённое 100-летию российской авиации, состоялось. На авансцене за мемориальным столом Жуковского - генеральный конструктор Авиационного комплекса имени С.В.Ильюшина, академик Г.В.Новожилов, руководитель группы истории авиации Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова (ИИЕТ РАН) Д.А.Соболев, директор Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского А.П.Красильщиков, в прошлом ректор МАИ, а затем посол России во Франции, академик Ю.А.Рыжов и другие деятели авиационной науки и промышленности. В зале собрались конструкторы, авиаторы и историки. Д.А.Соболев, выступая с юбилейным докладом, рассказал присутствующим о событиях 100-летней давности.
Весной 1910 года в Гатчине, что под Петербургом, прошла демонстрация авиационной техники европейского производства. Присутствовали зеваки и серьёзные технари. Первые убедились в том, что самолёт не опаснее автомобиля, но интереснее. А вторые же сочли, что он не сложнее автомобиля конструктивно, хотя и выглядит экзотично. Некоторое время спустя, на том же поле началось строительство первого в России аэродрома, соответствующего всем принятым на тот момент нормам, а в Европу на обучение направлены шесть будущих пилотов-инструкторов для освоения французских «Фарманов», «Блерио» и т.п.
В мае-июне 1910 года состоялись первые полёты самолётов российских конструкторов А.С.Кудашева, И.И.Сикорского и Я.М.Гаккеля. Построенный по французской схеме аппарат Кудашева дважды поднимался в Киеве в воздух, пролетая 50 м, но разбился (отлетело крыло и хвост). 3 июня этого же года стартовал самолёт Сикорского с двигателем от будущего геликоптера, который пролетел «около двухсот шагов на высоте одного аршина». Спустя полмесяца взлетел первый российский биплан Гаккеля, чья схема стала классической, прослужила четверть века и применима в наши дни. С этого времени и началась авиационная промышленность. Вскоре на заводе «Дукс» при финансовой поддержке акционерного общества «Щетинин и Ко» построили самолёт «Россия А» целиком из отечественных материалов. Затем при содействии первого русского товарищества воздухоплавателей запустили в серийное производство моноплан «Россия Б» (5 штук). Видимо, эти события отмечали как 100-летний юбилей. Почему именно 2 июня – так и осталось загадкой.
А итоги 1910 года таковы: подготовлено 7 военных лётчиков, 5 аэроклубных пилотов, 20 механиков, ещё около 30 специалистов учились во Франции. Из техники: 6 испытанных в полёте самолётов российских конструкторов и 8 самолётов заводской постройки. После доклада среди историков авиации случился спор: летал или не летал самолёт Можайского и какой же юбилей всё-таки отмечается? Ведь и те русские самолёты, испытанные весной-летом 1910 года, тоже не летали в привычном ныне понимании. Скорей всего, надо отмечать 100-летие рождения российской авиационной промышленности, а не российской авиации, где пальма первенства принадлежит А.Ф.Можайскому.
Под занавес стало известно, что группа энтузиастов из Санкт-Петербурга собирается восстановить самолёт Можайского по сохранившимся оригинальным чертежам.