Пленники судьбы
Южный научный центр РАН выпустил уникальное этнолингвистическое издание, посвящённое жизни донских казаков. Это итог тридцатилетнего труда и полсотни экспедиций.
Что такое судьба в представлении донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос учёным Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону) пришлось обобщить материал более 50 этнолингвистических экспедиций в бывшую Область войска Донского – теперь это Ростовская и часть Волгоградской областей, и несколько восточных районов Украины. Проанализировав материалы, на сбор которых ушло почти 30 лет, лингвисты издали устные рассказы донских казаков, объединённые тематикой судьбы.
В уникальное издание вошли фрагменты обрядовых и лирических песен, былички (рассказы о встрече с мифологическими персонажами), предания, легенды, пословицы, биографические тексты. Респондентами выступили почти 200 жителей более 100 донских станиц и хуторов, родившиеся в начале XX века. Особая ценность текстов состоит в том, что они записаны дословно, с сохранением особенностей говора. Вот, например, две цитаты из книги: «Как чилавек нараждаица, сразу иму судьбу дають, какая иму судьба будить», «Гаварять, што када казакоф праважали, на лашадях праважали. Если конь идёть — голаву павесил и слиза у ниво — ни ве́рница».
«Изучению языка и менталитета жителей Русского Севера посвящено много отечественных исследований, — говорит младший научный сотрудник ЮНЦ РАН Нина Власкина. — Признано, что в Архангельской, Новгородской областях, Полесье традиционная культура славян сохранилась в своём классическом виде. Но не менее важно изучение российских территорий более позднего заселения, например, бывшей Области войска Донского. Именно на «перекрёстках культур» сформировались оригинальные традиции, объединившие этнические и социальные элементы».
Тема судьбы присутствует практически во всех обрядах – в родильном, свадебном, похоронном. Судьба, доля воспринимаются на Дону как неизбежные и не подлежащие изменению («всё в жизни предопределено»). Видимо, поэтому у казаков так популярны гадания. Сколько лет жизни отведено судьбою, кто наречённый жених, какой будет нынешний урожай – на все эти вопросы ответы можно было получить у предсказателей: знахарей, повитух, домовых, нищих, цыган, и даже у животных и птиц.
Интересно, что у донских казаков популярные среди славянских народов гадания об урожае встречаются редко, а вот гадания о том, жив ли воюющий казак, очень распространены, что, безусловно, отражает образ жизни казачества. Для казачек, вечно ждавших своих мужей со службы, такие гадания были очень важны.
В традициях донских казаков из разных округов бывшей Области войска Донского есть и различия. Например, в день сорока мучеников (по православному календарю), который казаки называют «Сороки» (ударение на первый слог), на Верхнем Дону пекли птичек из теста, пели заклички (обрядовые песни), призывая тем самым весну. «Птичек» раскладывали на пашне, на крышах хозяйственных построек. По поверью, эти действия должны были обеспечить хороший урожай. На Нижнем Дону в этот день ограничивались лишь выпечкой «жаворонков». Это связано с тем, что в Верховьях больше занимались земледелием, а в Низовьях — рыбной ловлей.