Динозавры растили детёнышей в инкубаторах

Оказывается, динозавры использовали геотермальные источники в качестве инкубаторов для своих яиц.

Об этом американские исследователи Джеральд Грелле-Тинне (Gerald Grellet-Tinner) из чикагского музея Филда (Field Museum) и Лукас Фиорелли (Lucas Fiorelli) из Регионального центра исследований в Ла-Риоха (CRILAR) сообщили в журнале Nature Communications.

Палеонтологи изучили 80 кладок в среднем по 3-12 яиц, возрастом около 100 миллионов лет, расположенных в радиусе от одного до трех метров от геотермальных источников в долине Сангастана, на северо-западе Аргентины.

Диаметр яиц доходил до 21 сантиметра, а толщина скорлупы составляла 1,29-7,54 мм. Маленькие динозаврики вылупливались через 1-2 месяца. Вероятно, за это время скорлупа постепенно истончалась под действием кислотной окружающей среды. Толстые стенки поначалу предохраняли "новорождённых", а истонченные со временем стенки позволяли им с лёгкостью выбраться из скорлупы в урочный час. Яйца в кладке лежали в два ряда, плотно соприкасаясь друг с другом. Скорлупа имела губчатую структуру из-за высокой влажности. Содержание элементов в скорлупе соответствовало элементному составу почвы Гондваны в меловом периоде.

Нигде не обнаружили окаменелых останков самих динозавров или хотя бы эмбрионов, что не позволяет установить принадлежность яиц какому-либо виду. Но толщина скорлупы и диаметр яиц позволяет предположить, что родители были довольно крупными. Возможно они были титанозаврами — достигавшими 20 метров в длину травоядными зауроподами мелового периода.

Современные животные тоже используют естественные источники тепла для инкубации яиц. Большеноги, или сорные куры, обитающие в Австралии и на примыкающих островах, не высиживают яйца, а закапывают их в землю или в гумус. Там они развиваются за счёт солнечного тепла или тепла, возникающего при гниении растений. Следит за яйцами самец. Нежная кожа внутри клюва служит ему своеобразным "термометром". С его помощью самец отслеживает температуру внутри "инкубатора" и в зависимости от ее колебаний либо раскапывает яйца, либо закапывает поглубже.