Как мореходы в старину...
Нынешним летом успешно прошли ходовые испытания два новых судна, сошедшие со стапелей петрозаводской верфи деревянного кораблестроения.
Исследователи истории судостроения и мореплавания давно установили, на каких кораблях ходили открыватели новых земель и купцы, сражались военные и грабили пираты. Нужные сведения отыскали в архивах, документах верфей, на рисунках и картинах старых мастеров. Много дало изучение сохранившихся кораблей и судов, превращённых в плавучие музеи, и обследование покоившихся на небольших глубинах давно затонувших неудачливых борцов с морской стихией.
Удалось выяснить, какими материалами и приёмами пользовались корабелы давних времён. У многих увлечённых историей кораблестроения возникло желание воспроизвести древние суда для того, чтобы проверить, какими на самом деле были греческие триеры, римские пентеры, новгородские ладьи, ганзейские когги, венецианские галеры, португальские карраки, испанские галеоны. Могли ли стародавние моряки совершать на них плавания, о которых сообщали хронисты и предания? Так возникла идея реплик или новоделов – точных копий старинной водоплавающей техники. Однако, отправляясь в путешествие по морям и океанам, нынешние мореходы на всякий случай предпочитают оборудовать эти копии двигателем внутреннего сгорания с гребным винтом, радиостанцией и другими благами цивилизации.
Заинтересовались репликами и кинематографисты. Постановщики фильмов, если позволяет бюджет, предпочитают кое-что посолиднее, чем небольшие модели каравелл, шхун и фрегатов. Особенно в этом деле преуспели в Голливуде.
А у нас в России вот уже два десятилетия занимаются постройкой копий старинных судов на петрозаводской верфи «Варяг», применяя старинные технологии и проверенный в течение тысячелетий материал – древесину. Специально для киносъёмок «варяжцы» изготовили «Аскольд-45/1» – копию парусно-гребного судна с высоким форштевнем и ахтерштевнем, на подобных ходили в походы викинги. «Аскольд-45/3» представляет собой воспроизведение когга – парусного торгового судна, такими пользовались купцы Ганзейского союза средневековых европейских городов. Когги отличались высокими вогнутыми бортами, надстройкой в корме, мостиком над бушпритом и мачтой для прямого рейкового паруса. На «Варяге» создавали крупные модели старинных боевых и торговых кораблей по подлинным чертежам и картинам, благодаря которым можно было воспроизвести точную окраску и мелкие детали оригиналов. Это придавало отснятому с использованием моделей материалу историческую достоверность.
Петрозаводцы освоили воспроизводство старинных русских судов, например озёрной лодки соймы длиной 9-12 м. На таких с XI в. по Ладожскому озеру и Финскому заливу перевозили людей и 10-15 тонн груза. Соймы перестали строить только в начале ХХ столетия, когда на смену пришли пароходы и моторные катера.
Не обошли «варяжцы» вниманием и любителей странствий и приятного времяпровождения на воде, которые ценят деревянное кораблестроение и готовы пуститься по волнам как мореходы в старину. Для них строят стилизованные и современные гребные лодки, шлюпки и ялы, моторные катера, небольшие шхуны и, конечно, яхты. Среди множества судов – так называемая плавающая дача «Аскольд-35» с уютным домиком в центре лодочного корпуса. В мае начато строительство моторного прогулочного катера в стиле начала ХХ в. для Москвы. Недавно прошли летние испытания парусно-моторной соймы и моторного судна «Оланга» проекта «Аскольд-40», построенного по заказу карельского Национального Парка «Паанаярви». В сентябре готовится к спуску на воду второе судно серии. В общем, в Петрозаводске умеют сочетать прошлое с настоящим и будущим.
На фотографиях:
1-2. Летние испытания «Оланги»;
3. Герой последних выставок – стилизованный под старый буксир прогулочный моторный катер «Аскольд-18»;
4. Парусно-моторная сойма на Онежском озере;
5. Деревянное судостроение как отрасль производства.