Темнота – залог здоровья

Израильские ученые доказали, что подавление секреции мелатонина, которое происходит при ярком ночном освещении, повышает вероятность развития раковых опухолей.

Мелатонин – гормон, который выделяют секреторные клетки эпифиза в темное время суток. Он влияет на суточные и сезонные биоритмы, участвует в адаптации организма при смене часовых поясов. Ученые предполагали, что ночное освещение нарушает процесс выработки мелатонина в организме, тем самым провоцируя развитие раковых опухолей. Исследователи из университета Хайфы (Израиль) под руководством Авраама Хаима нашли подтверждение этой гипотезы.

Учёные вводили раковые клетки четырём группам мышей. Первая группа находилась в условиях «длинного дня» - 16 часов света, 8 часов темноты. Вторая группа находилась в тех же световых условиях, но получала дополнительный мелатонин. Третья группа была помещена в условия «короткого дня» - 8 часов света и 16 темноты. В четвертой группе в условиях «короткого дня» грызунам в период темноты каждые полчаса включали свет.

В результате выявлена четкая корреляция между световым режимом и размером раковых опухолей, привитых грызунам. В третьей группе опухоли были самыми маленькими (в среднем 0,85 см³), в четвертой - больше (1,84 см³). У тех мышей, которые находились в условиях длинного светового дня, новообразования стали еще крупнее - в среднем 5,92 см³.

Выяснилось, что рост раковой опухоли обусловлен нехваткой мелатонина. У мышей из второй группы, которые получали мелатонин дополнительно, опухоли оказались самыми маленькими – в среднем 0,62 см³. Кроме того, в этой группе уровень смертности был самый низкий.

Ученым удалось экстраполировать данные, полученные на подопытных грызунах, на человеческую популяцию. Они считают, что нарушения в секреции «гормона сна» у человека провоцирует развитие рака предстательной железы у мужчин и рака молочной железы у женщин.

Выводы исследователей неутешительны. Ночное освещение серьезно нарушает биологические часы, на формирование которых ушли миллионы лет эволюции. Световое загрязнение становится серьезной экологической проблемой. Всемирная организация здравоохранения уже объявила, что работа в ночную смену провоцирует развитие онкологических заболеваний.