№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Электромобильная кругосветка

Завершился российский этап кругосветной гонки на электромобилях, выявивший технические недостатки машин-участниц.

Чуть больше месяца продолжается кругосветная гонка на электромобилях Zero Race (с нулевым выбросом выхлопных газов), стартовавшая в Женеве. Под девизом «Вокруг света за 80 дней» участники намерены преодолеть около 30 тыс. км, посетить 16 стран и 150 городов, одновременно тестируя свои электромобили в сложных географических и климатических зонах.

На начальном этапе в гонке участвовало четыре электромобиля, но корейская команда из-за проблем с машиной сошла с дистанции, поэтому на российские дороги вышли три электромобиля: синий мотобайк из Германии, красный электроцикл из Швейцарии и австралийский зелёный гоночный электромобиль. Директор проекта Луис Пальмер и менеджер Юлиана Прискин вели параллельно дизельную машину Zero-trailer с грузовым прицепом. Маршрут включал города Орёл–Тула–Москва–Владимир–Нижний-Новгород–Чебоксары–Казань–Набережные Челны–Октябрьский–Уфа–Юрюзань–Челябинск–Курган–Макушино.

Вдохновитель столь необычной акции – 40-летний преподаватель из Швейцарии Луис Пальмер, который в 2008 году уже совершил кругосветку на автомобиле на солнечных батареях. Zero Race – это не соревнование на скорость, а популяризация экологически чистого транспорта и привлечение внимания к проблеме изменения климата на Земле. Лидером станет та команда, чей электромобиль будет самым энергоэффективным, надёжным и лёгким в использовании. Все участники гонки – специалисты в области автомобилестроения, электрики, инженеры, конструкторы – энтузиасты, которые вложили собственные средства для того, чтобы об автомобиле будущего узнало как можно больше людей. По всему маршруту следования гонщики встречаются с жителями городов и местной администрацией, студентами и преподавателями университетов и институтов.

Главная задача кругосветного пробега – инженерное тестирование техники, полностью работающей на электричестве и питающейся от бытовых электророзеток. «Максимальная скорость электромобиля — более 200 км/ч. Лёгкие материалы, аэродинамика, хорошее сцепление с дорогой – преимущества такой машины, — говорит Луис Пальмер. — Аккумуляторы, если их утеплить, вполне работоспособны до минус 20 градусов. Зарядка происходит за 2-4 часа. Пока электромобили не стали массовыми, но за ними будущее. Например, чтобы проехать 100 км в Европе на автомобиле с традиционным двигателем, придётся потратить на бензин 10 евро. На электромобиле – всего 1-2 евро, причём без загрязнения окружающей среды. Цена такого «экомобиля» в перспективе может стать около 15 тыс. евро. Многое зависит от мощности батарей, пока их стоимость высокая».

Сегодня основная проблема электромобильного транспорта – совершенствование технических характеристик, например, увеличение пробега от одной подзарядки. Российский этап гонки показал, что электромобилям потребуется серьёзная доработка. Выяснилось, что вместо заявленных 200-250 км от одной подзарядки электромобиль проезжает только 150 км, а аккумуляторы не всегда быстро подзаряжаются от бытовых электророзеток (нужно более четырёх часов). Несмотря на то, что гонка проходила, в основном, не по самым худшим российским дорогам, ей сопутствовало большое количество технических проблем (помимо зарядки – замена шин и навигация). Пилоты старались изо всех сил не выбиваться из графика следования. И всё-таки задержек избежать не удалось.

В предгорьях Уральского хребта на трассе между Уфой и Челябинском вышли из строя сразу две машины – из Германии и Австралии. Под Юрюзанью австралийская электромашина не дотянула 12 км до пункта зарядки, пришлось её вручную толкать до ближайшего частного дома, и с разрешения хозяев подзаряжать от обычной розетки севший аккумулятор. А немецкий мотобайк, требующий профилактического осмотра (а то и починки) после каждого резкого поворота, в начале подъёма на возвышенность наконец встал совсем, и на прицепе сопровождающего трейлера был доставлен в ангар для масштабного ремонта. Но все неполадки на дорогах – это ценная техническая информация, которую ждут специалисты компаний из Европы, Китая и Южной Кореи, уже взявших курс на развитие электромобильного транспорта.

В нашей стране разработкой электромобилей в недрах НАМИ занимались ещё лет 30-35 назад, потом по разным причинам тему закрыли. Если бы разработки продолжались, то наверняка были бы созданы машины, более адаптированные к нашему бездорожью. И сегодня ситуация такова, что у нас много говорят об инновациях, а на деле им всячески сопротивляются. Почему люди не готовы к замене традиционных авто на электромобили? Это проблема, в том числе, и психологическая – новое трудно принимается обществом (не только в России, но и во всём мире), даже если в перспективе – истощение топливных ресурсов. Автомобиль может стать экологически чистым транспортом лишь при условии, если человечество начнёт вкладываться в наукоемкие технологии и альтернативную энергетику.

Итог российского этапа кругосветки: электромобили больше подходят для городов и мегаполисов, наши расстояния пока им не по плечу. Будущее за машинами, которые смогут сами генерировать энергию – без внешних источников. Нужен альтернативный проект экологического транспорта для России. Сейчас участники гонки, миновав степные трассы Казахстана, проходят испытания на китайских дорогах.

Подписи к фото: 1) Кругосветная гонка на электромобилях Zero Race стартовала 16 августа от здания Дворца наций ООН в Женеве.

2) Гонка проходит по маршруту: Женева–Брюссель–Берлин–Вена–Киев–Москва–Астана–Шанхай. Из Китая электромобили переправят в Ванкувер, откуда по западному побережью США пробег направится в мексиканский Канкун, где в конце ноября состоится конференция ООН по проблемам изменения климата. После этого участники акции на корабле пересекут Атлантику, и в декабре гонка вновь возобновится в Португалии. Закончится пробег в Женеве в январе будущего года.

3) Гонщикам в полной мере пришлось оценить не только российские дороги за Уралом, но и придорожный сомнительный фаст-фуд и «комфорт» мотелей.

4) Зарядка на трассе – дело непростое.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров по информации Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее