Плутон снова станет планетой?

Дебаты о том, планета ли Плутон, могут разгореться с новой силой.

Плутон, открытый Клайдом Томбо в 1930 году, вплоть до 2006 года считался полноценной планетой. Но в августе 1992 года астрономы открыли ещё один транснептуновый объект, в марте 1993 года – следующий, и к 1996 году их было уже 32. Гипотеза о существовании второго “занептунного” астероидного пояса - “пояса Койпера” - подтвердилась.

Пояс был назван в честь Джерарда Койпера, который в 1951 году написал, что если внутри орбиты Нептуна некогда существовали небольшие тела, то они должны были сместиться в отдаленные области Солнечной системы. Правда, по мнению Койпера, непосредственно возле Плутона этим телам быть не полагалось. Но, несмотря на эту ошибку, в 90-е годы именно имя Койпера закрепилось за вновь открытым “занептунным” поясом.

В начале XXI века количество тел обнаруженных в поясе Койпера, перевалило за несколько сотен. Более того, были открыты объекты предположительно крупнее Плутона – например Эрида. 24 августа 2006 года Международный астрономический союз был вынужден дать следующее определение термину “планета”:

1. Она должна обращаться по орбите вокруг Солнца.

2. Она должна быть достаточно массивной, чтобы принять форму гидростатического равновесия (сферическую) под действием своих гравитационных сил.

3. Она должна расчистить окрестности своей орбиты; то есть пространство вокруг нее должно быть свободно от других тел.

Так Плутон лишился статуса планеты: он удовлетворяет только двум первым критериям. Его “разжаловали” до статуса “карликовой планеты”.

Но страсти вокруг Плутона не утихают – 8 ноября в журнале New Scientist появилась статья, авторы которой (международная команда астрономов) утверждают, что Эрида не так уж и велика. Дело в том, что определять размеры тел пояса Койпера очень трудно – ученые используют косвенные методы, и согласно новым данным диаметр Эриды почти наверняка меньше 2400 километров (то есть меньше Плутона – его диаметр около 2400 км). А ведь до сих пор считалось, что Эрида может достигать в диаметре 2600-3000 км.

Если новые данные подтвердятся, Плутон снова вернет себе статус самого крупного объекта пояса Койпера, и, возможно, дебаты о том является ли он планетой, разгорятся с новой силой.

Автор: Александр Ильин