Наночастицы серебра могут быть опасны
Такой вердикт вынесли ученые из Канады после того, как изучили влияние серебряных наночастиц на жизнедеятельность микроорганизмов в арктической почве.
Ученые из канадского Университета Куинс (Queen’s University) выяснили, что наночастицы, которые сегодня можно найти повсюду – от носков и кремов для загара до соусов и чаев, могут приводить к непоправимым разрушениям почвенной системы и окружающей среды.
Миллионы тонн наночастиц сегодня производят ежегодно, в том числе серебряных, которые очень популярны благодаря своим противомикробным и противогрибковым свойствам. Канадские ученые решили выяснить, какое влияние могут оказать наночастицы серебра на окружающую среду, в частности, на почву.
В рамках проекта Полярного года они собрали образцы почвы в Арктике, рассчитывая, что нанотехнологии еще не успели добраться до далеких северных районов. Впервые ученые исследовали сообщества микробов-аборигенов, проживающих в незагрязненной почве. Они добавили к почвенным образцам три вида наночастиц, в том числе серебра, и в течение полугода контролировали рост и жизнедеятельность почвенных бактерий.
В «чистой» почве живут многочисленные полезные микроорганизмы, которые обладают уникальной способностью превращать азот в азотсодержащие соединения и поэтому называются азотфиксирующими. Их присутствие обеспечивает жизнедеятельность растений. Анализ образцов почвы в течение месяца после добавки серебряных наночастиц показал, что в образцах азотфиксирующих бактерий почти не осталось. Именно они оказались в миллион раз восприимчивее к серебряным наночастицам, чем другие виды микроорганизмов.
Исследования такого рода крайне важны, особенно, когда речь идет об уязвимости экосистемы Арктики. Несмотря на выгоды и преимущества технологического прогресса, нельзя забывать и о его обратной стороне. В истории человечества немало примеров, когда разрушительном влиянии прогресса на экологию люди задумываются слишком поздно. Можно вспомнить влияние инсектицида DDT (к тому же оказавшегося канцерогенным) на птичьи популяции и седативного препарата талидомида, от которого рождались дети с врожденными физическими недостатками.