Заблудившийся «Экспресс»
Космический аппарат, вышедший на нерасчетную орбиту из-за сбоя в работе систем, может представлять опасность для навигационных спутников.
18 августа с космодрома Байконур произошел запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4», предназначенным, в первую очередь, для реализации программы перевода телерадиовещания России в цифровой формат.
Примерно за 11 минут штатно отработали все три ступени носителя и включился маршевый двигатель разгонного блока. В этот момент «Бриз-М» вместе с пристыкованным к нему аппаратом находился на суборбитальной траектории с наклонением 51,55о. В последующие несколько часов в результате пяти последовательных включений аппарат должен был выйти на расчетную орбиту – переходную к геостационарной. Непосредственно на геостационарную орбиту «Экспресс-АМ4» должен был перейти благодаря собственным запасам топлива. Но после четвертого включения разгонного блока от него перестала поступать телеметрическая информация.
Отечественные средства контроля космического пространства хранили молчание, но вечером 19 августа космическое командование ВВС США разместило в открытом доступе параметры орбит разгонного блока и космического аппарата. Судя по американской информации, «Бриз-М» отработал все пять включений, но не штатно. В результате, по предварительным данным, «Экспресс-АМ4» оказался на орбите с наклонением – 51,23о, апогеем – 20239 км и перигеем – 697 км. А штатная переходная орбита должна иметь параметры: наклонение – 20,5о, апогей – 35786 км, перигей – 5120 км. Разница очевидна!
Пожертвовав запасами топлива, предназначенными для удержания спутника в точке стояния в течение 15 лет, можно было бы попробовать перевести «Экспресс-АМ4» с нерасчетной орбиты на геостационарную. В истории мировой космонавтики были случаи, когда для экономии топлива «заблудившиеся» аппараты отправляли даже в облет Луны (подобный маневр позволяет уменьшить необходимую для выведения на геостационарную орбиту скорость на 300м/c и более).
К сожалению, даже определив, где находится «Экспресс-АМ4», связь с ним установить пока не удалось. Попытки продолжаются. Специалисты высказывают две версии случившегося – неисправность системы управления разгонного блока (такая же неисправность привела к потере аппарата «ГЕО–ИК» в феврале этого года) или ошибка в программе. Возможно, «Экспресс-АМ4», не выходит на связь из-за разрядки аккумуляторов. Если бы разгонный блок доставил космический аппарат на заданную орбиту, то спутник стал бы получать энергию от раскрытых солнечных батарей. Однако согласно программе работы, спутник должен был раскрыть свои батареи и сориентировать их на Солнце сразу же после отделения от разгонного блока. Тогда его аккумуляторы могли бы могли заряжаться даже в случае вывода аппарата на нештатные орбиты. Поскольку этого не произошло, специалисты опасаются, что аппарат был каким-то образом поврежден во время запуска. Остается ждать выводов комиссии Роскосмоса.
Параметры орбиты, на которой в результате ошибки оказался «Экспресс-АМ4», скорее всего не изменятся в течение многих лет. Если спутник так и не выйдет на связь, его движение по орбите не будет угрожать работе МКС. Однако он представляет опасность для полета навигационных спутников систем ГЛОНАСС и GPS, аппаратов связи Globalstar и Iridium, имеющих похожие высоты перигея.