Приключения начинаются

Отправленная в космос автоматическая межпланетная станция (АМС) «Фобос-грунт» пока не смогла сориентироваться в запланированном режиме и выйти на заданную траекторию. После перезагрузки программы управления состоится еще одна попытка.

9 ноября 2011 г. в 00:16 по московскому времени с 45-й площадки космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Зенит-2SБ». Она доставила на околоземную орбиту автоматическую межпланетную станцию «Фобос-грунт». Предыдущая попытка выйти в дальний космос предпринималась Россией 15 лет назад – в 1996 году аппарат «Марс-96» не вышел на межпланетную траекторию из-за нештатной работы разгонного блока.

Последние относительно успешные межпланетные миссии были проведены еще в СССР. Аппараты «Фобос-1» и «Фобос-2» были запущены в 1988 году. Только один из них («Фобос-2») тогда достиг окрестностей Марса и смог в течение 57 дней провести некоторые исследования Красной планеты и ее спутника – Фобоса, но программа полета была выполнена не полностью – связь с АМС была потеряна.

Через 11 минут после старта ракета-носитель «Зенит» вывела АМС «Фобос-Грунт» на опорную орбиту. После этого АМС должна была работать самостоятельно – находясь в режиме солнечной ориентации (так называемая «закрутка на Солнце»), а через 2,5 часа построить трехосную ориентацию с помощью звездных датчиков. Затем планировалось первое включение двигательной установки, что позволило бы сформировать промежуточную орбиту с высотой апогея 4250 км и перигея в 240 км. На этой орбите аппарат, согласно планам, должен был находиться также ~ 2,5 часа, после чего снова построить ориентацию и запустить двигатель для выхода на межпланетную траекторию. К сожалению, всё пошло не так. По какой-то причине не удалось сориентировать станцию, и умная машина не запустила двигатель (что фактически спасло аппарат).

Вот как описал сложившуюся ситуацию глава Роскосмоса Владимир Поповкин: «По всей видимости, он не смог переориентироваться с Солнца на звезды, и борт закрылся. Это было предусмотрено программой полета. Мы уже нашли его координаты, сейчас распаковываем борт, смотрим реальную телеметрию. И после этого будем перезакладывать программу управления на аппарат, чтобы повторить еще раз попытку». В данный момент «Фобос-грунт» находится на орбите со сроком существования несколько недель, поэтому есть время выяснить, что же произошло.

Как заявил накануне пуска глава НПО им. Лавочкина Виктор Хартов, при подготовке миссии «Фобос-грунт» многое делается впервые – как на борту станции, так и на Земле. « В мировой практике ни одна межпланетная миссия не обходилась без каких-либо сбоев», — напомнил В.Хартов и спрогнозировал, что «у нас тоже может быть много приключений».

Возможно, первая попытка «укротить» непослушный аппарат будет предпринята уже сегодня вечером (после 21:15 по московскому времени ситуация может измениться).

Автор: Александр Ильин