Второе рождение шнекохода

Аспирант САФУ создал модель шнекохода – универсального автономного вездехода для передвижения по бездорожью в труднодоступных уголках Арктики и Крайнего Севера.

Как перемещаться в регионе со слаборазвитой транспортной сетью и крайне сложными природно-климатическими условиями? За решение этой задачи взялся молодой ученый, аспирант Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова (САФУ) Ярослав Мазур.

Идея зародилась в 2008 году, когда он, будучи еще студентом, увидел в Интернете небольшой видеосюжет о том, как возможно преодолеть бездорожье на роторно-винтовом вездеходе. Ярослав Мазур начал разработку универсального транспортного средства, которое сможет передвигаться и по глубокому снегу, и по льду, и по болотистым грунтам. Такое транспортное средство можно использовать как для доставки грузов и людей в труднодоступные районы по бездорожью, так и в качестве несущей платформы для рабочего оборудования, к примеру, ледорезной установки. Преимущества такого вездехода, или шнекохода, заключаются в высокой проходимости в самых суровых условиях и способности передвигаться по воде без использования дополнительного оборудования. Внутри роторов находится воздух или пенопласт, что обеспечивает шнекоходу частичную или даже полную (в зависимости от конструкции) плавучесть. В планах ближайшего года – завершить строительство первого опытного образца шнекохода и оборудовать его спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.

Впервые использовать роторно-винтовой движитель (РВД) для передвижения по земле и воде предложил в 1804 году Дж. Стивенс. Чуть позже на Северной реке в Нью-Йорке успешно прошли испытания парохода на роторно-винтовом движителе. В 1900 году русский изобретатель Ф. Дергинт запатентовал сани на базе двух шнековых движителей. В 1960-е годы советские конструкторы из Горьковского политехнического института и завода им. Лихачева разработали действующие серийные образцы вездехода, которые использовались в поисково-спасательном отряде «Синяя птица» на космодроме Байконур. Однако в 1980-х годах перспективные разработки были свернуты.

Между тем, транспортные средства, созданные на базе шнекового движителя, способны занять свою нишу при выполнении спасательных операций, доставке людей и грузов в труднодоступные места с необходимой автономностью.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юлия Гальченкова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее