Пересмотр планов

Роскосмос не закрывает свои проекты, связанные с освоением межпланетного пространства. Переносятся лишь сроки космических миссий.

В середине марта появилась информация со ссылкой на НПО им. Лавочкина о том, что в новой версии программы Роскосмоса до 2015 годы отсутствуют множество заявленных ранее межпланетных проектов. Из этого последовал вывод, что они отменены, а вместо них Федеральное космическое агентство сконцентрирует усилия на проектах, связанных с мониторингом Земли. В частности, на проекте «Арктика».

Были объявлены «закрытыми» проекты «Меркурий-П» (полет к Меркурию и посадка на его поверхность спускаемого аппарата), «Венера-Д» (полет к Венере и долговременная станция на её поверхности), «Марс-Нэт» (создание системы станций на Марсе). Следует отметить, что все эти аппараты должны были создаваться с использованием задела провалившегося проекта «Фобос-Грунт».

Комментарии Роскосмоса не заставили себя долго ждать: закрытия нет, есть лишь перенос сроков. В интересах повышения надежности космических аппаратов реализация таких проектов как «Марс-Нэт» и «Меркурий-П» перенесена на срок после 2015 года. Из-за высокой технической сложности на более поздний срок перенесены и работы по «Венере-Д». Более того, «уходят» за 2015 год и лунные планы.

По словам руководителя НПО им. С.А.Лавочкина Виктора Хартова, миссия «Фобос-Грунт» была программой-лидером, в ходе выполнения которой должны были проверяться многие новые технические решения. Эту роль она не выполнила. «Теперь программой-лидером станет лунная программа. Ясно, что сейчас мы не должны выполнять её так, как она была намечена в прошлом году. Мы понимаем, что надо делать с учетом «Фобоса-Грунта» некую работу над ошибками, но новой программы с учетом этого сейчас еще нет. Она находится в промежуточной версии. Мы сейчас готовим предложения, а дальше РАН и Роскосмос будут принимать стратегические решения. У нас есть оценка новых сроков. Получается, что мы сдвигаемся на год-два от сроков прошлого года, и лунные миссии (речь идет о миссиях «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс») переносятся на 2016 - 2017 годы», — говорит Хартов.

Несмотря на перенос сроков запуска сравнительно простых проектов, Роскосмос не отказывается и от амбициозных миссий, таких как «Лаплас-П», в рамках которого планируется полет к спутнику Юпитера Ганимеду. Также запланированы миссии «Марс-Грунт» (доставка грунта с Марса) и «Сокол-Лаплас» (исследование системы Юпитера). Кроме того, Россия собирается участвовать в европейском проекте ExoMars (первый старт в рамках этого проекта – 2016 год, второй – 2018).

По мнению Российской академии наук, следует повторить и миссию «Фобос-Грунт». Вторую попытку доставить грунт спутника Марса можно осуществить в 2018 году. «Признак сильного человека, личности, сильной нации — после неудачи не уйти в сторону, заплакав, а принять все меры, чтобы задачу все равно решить. «Фобос-Грунт-2» надо запускать на «Протоне», менять начальную схему, перед этим отработав радиолинию, методологию маневров и навигации возле других небесных тел. Для этого хорошо подходит Луна. Снизить степень новизны, которая была высокой в первой версии», — считает В.В. Хартов.

На рисунках: 1) проект «Луна-Глоб» — орбитальный аппарат; 2) проект «Луна-Ресурс»; 3) перспективные космические аппараты на базе технических решений аппарата «Фобос-грунт».

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Александр Ильин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее