Юбилей ледокола «Красин»

Патриарх ледокольного флота, положивший начало освоению Арктики в России, отметил в северной столице свое 95-летие.

«Красин» – легендарный ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Сегодня для всех петербуржцев и гостей города – это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.

В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота – «Ермак» и «Святогор» в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире. «Святогор» («Красин») – второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения. История корабля полна событий и неразрывно связана с историей России.

«Ледокол «Красин», который при рождении получил имя «Святогор» – символ не только российского флота, но и Санкт-Петербурга», – подчеркнул на торжественной церемонии губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он отметил, что ледокол прожил очень интересную и насыщенную жизнь, он начал освоение Северного Ледовитого океана. Самые яркие страницы в его истории – спасение экспедиции Умберто Нобиле, участие в полярных конвоях. И сегодня «Красин» не просто музей – он по-прежнему в строю. Сюда приходят те, кто хочет посвятить свою жизнь морю, освоению Арктики. На ледоколе, превращенном сегодня в музей, всё настоящее. Это корабль-труженик, корабль-герой. Губернатор выразил уверенность, что история «Красина» будет продолжаться: если есть связь поколений – значит, будет существовать и флот, и Россия.

Британский консул Гарет Ворд поздравил всех собравшихся с «прекрасным праздником, посвященным легендарному ледоколу». Он рассказал о своем крестном отце, который был моряком и чуть не погиб около Мурманска, но его спас советский ледокол. «Для меня сегодня двойной праздник», - подчеркнул Ворд.

Директор музея Мирового океана Светлана Сивкова отметила, что корабли как люди: только самые достойные из них остаются в вечности, чтобы рассказать об уроках истории, и «Красин» – один из них.

Ледокол «Красин» был построен в Англии, в городе Ньюкасл по заказу российского правительства. К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола, сошедшего со стапелей той же верфи в Англии в 1899 году (проект принадлежит вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову) и получившего имя «Ермак», стало уже недостаточно для обеспечения работ в Арктике. Новый ледокол «Святогор» (такое имя былинного богатыря первоначально дали ледоколу) строился с учетом опыта эксплуатации «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным. 1 октября 1916 года «Святогор» был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. На протяжении многих десятилетий с момента выхода в море в 1917 году «Красин» («Святогор» переименован в 1927 году в честь советского политического деятеля Леонида Борисовича Красина) оставался самым мощным арктическим ледоколом в мире. Его последнее плавание прошло в 1998 году.

Как символ исследований Арктики и морского наследия России, «Красин» стал филиалом музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. Сейчас идет процесс формирования Корабельного фонда, в который войдут не только принадлежащие ледоколу предметы, но и формирующиеся коллекции навигационных и штурманских приборов, предметов корабельного быта.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Михаил Никифоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее