№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Гибридные ракетные двигатели совершенствуются

Испытания любительского ГРД провели в Подмосковье. Возможно, это ещё один шаг, приближающий нас к российской частной космонавтике.

8 июля в Подмосковье  состоялись испытания любительского гибридного ракетного двигателя (ГРД), созданного группой «Многоцелевые Реактивные Платформы»(http://rocket.web-box.ru/).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

В ГРД используются компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях – жидком и твердом. В недавно испытанном любительском изделии в качестве окислителя используют жидкую закись азота, а в качестве горючего - твердую шашку парафина с добавкой алюминия.

Пуски ракеты с ГРД проводились в СССР в 1930-е годы – 17 августа 1933 года стартовала знаменитая ГИРД-09, а 23 мая 1934 года – крылатая ракета 06.1. С тех пор в нашей стране ГРД не покидали стендов (например, в центре имени М.В. Келдыша). Следует отметить, что знаменитый американский частный суборбитальный космоплан SpaceShip One, выигравший Ansari X Prize, летал именно на гибридном ракетном двигателе.

Вернемся к двигателю, созданному группой «Многоцелевые Реактивные Платформы» - его тяга около 500 кг и возможное время работы более 10 секунд. Испытания должны были проходить с полностью заправленным баком. К сожалению, заправить 20 кг окислителя  не удалось. Пяти привезенных к месту испытания баллонов по 10 литров хватило только на заправку 10 кг, что должно было обеспечить только около 7 секунд работы двигателя. Не сразу получилось его запустить, штатный запал по какой-то причине не сработал, но группа испытателей в полевых условиях реализовала другой вариант запала.

К сожалению, двигатель отработал штатно всего 3-4 секунды, затем начался прогар, и тяга упала. Несмотря на то, что испытания можно признать лишь частично успешными, ещё один шаг к российской частной космонавтике сделан.

Группа «Многоцелевые Реактивные Платформы» уже в конце 2012 – начале 2013 года планирует побить мировой рекорд высоты полета любительской ракеты и доставить свой аппарат на высоту 160 км. На сегодняшний день мировой рекорд высоты подъема любительских ракет, установленный ракетомоделистами-экспериментаторами, составляет 115 км (группа CSXT, США, 2004). Европейский рекорд в 2000 году установило британское общество MARS – ракета англичан достигла 10,5 км (результат подтвержден Ракетной ассоциацией Великобритании - United Kingdom Rocketry Association, UKRA).

Иллюстрации:

1. Твердотопливный ракетный двигатель и гибридный ракетный двигатель. Схема строения.
2. Погрузка стенда и баллонов с закисью азота.
3. Антон Фастенков из группы «Многоцелевые Реактивные Платформы» со своим «детищем».
4. Выгрузка.
5. Двигатель (поменьше) и бак окислителя (побольше).
6. Сборка стенда.
7. Мокрое полотенце для дополнительного охлаждения корпуса.
8. Заправка.
9. Установка бака с окислителем.
10. Работа двигателя – впечатляющее зрелище.
11. Место прогара.


Автор: Александр Ильин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее