№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Так ли страшны последствия «Фукусимы»?

Научная экспедиция, которую в скором будущем предпримут российские ученые, определит последствия катастрофы печально известной АЭС «Фукусима-1» для Дальнего Востока России.

Эта экспедиция станет уже второй в своем роде. Первая состоялась с 22 апреля по 22 мая прошлого года . По уверениям специалистов, она показала: хотя выбросы в атмосферу радиоактивных веществ в ходе аварии и были, эти вредные элементы на территорию России попасть не могли – благодаря розе ветров на тот момент. Вместе с тем, уже в первое время после катастрофы на Дальнем Востоке обследовали 483 самолета, 908 морских судов, более 42 тысяч человек, 500 тысяч партий грузов и свыше 150 тысяч единиц автотехники, прибывших из Японии. Пристальное внимание было уделено продуктам питания. На ряд провинций Японии, где наблюдались интенсивные выпадения осадков, наложили ограничения.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Однако сегодня настроения ученых мужей не столь радужны. Так, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко сообщил, что происходит постоянный обмен данными с японской стороной. По его итогам беспокойство начинает вызывать «целый ряд морских рыб»: морской карась, камбала двухцветная и япономорская, терпуг морской, а также палтусовый дальневосточный морской карась, которые сегодня начинают «фонить». По словам Г.Онищенко, после аварии в воду попало большое количество радионуклидов, которые растворились в воде и находятся в настолько ничтожной концентрации, что сами по себе не опасны. Но оседание в планктоне и прохождение по пищевым цепочкам рано или поздно должно было себя проявить. Пока вышеназванные рыбы к берегам России не подходят, но вероятность возможной опасности необходимо уточнить совместно с ихтиологами – это и будет одной из задач экспедиции.

Главный санитарный врач также сообщил, что он вместе с рядом специалистов и ученых заканчивает написание монографии, «большого научного фолианта, обобщенного научного труда», в который вошли результаты работы многих участников первой экспедиции. «Он станет, если и не Библией для последующего изучения этой японской трагедии, то во всяком случае одним из главных трудов, на который в дальнейшем будут ссылаться», - считает глава Роспотребнадзора. Он пообещал, что о выходе книги в свет объявят отдельно.

Профессор Онищенко рассказал, что определены четкие задачи экспедиции, в частности, отбор проб воды (всего будет взято 30 проб) и атмосферного воздуха (28 проб), а также проб морской флоры и фауны. «Нас будут интересовать острова Уруп и Парамушир. Дело в том, что радионуклиды падали на морскую гладь и растворялись очень быстро. А эти два острова – тестовые объекты. Если радионуклиды на них упали, то мы будем знать истинный объем выпавших радиационных осадков», - объяснил главный санитарный врач страны.

Он назвал это общественно значимое путешествие «несравнимым в своем научном багаже», который потом в течение нескольких лет будет подвергаться подробному анализу и осмыслению. При этом Г.Онищенко подчеркнул, что экспедиция будет исключительно морской. После нее состоится еще и сухопутное научное «турне» - на Курилы, Сахалин, в Приморский край. Точные сроки сухопутной экспедиции пока неизвестны, в отличие от морской, которая ориентировочно развернется с 17 августа по 14 сентября.

Как сообщил начальник рейса Александр Севастьянов, она проводится под эгидой Русского географического общества (РГО) и при поддержке Минобрнауки и Росгидрометеоцентра. А.Севастьянов сказал, что старт экспедиции намечен в порту Владивостока. Планируется пройти по Японскому морю, восточнее Японских островов, вдоль Курило-Камчатской гряды и обратно через пролив Лаперуза выйти к Приморью, причалив во Владивостоке.

Экспедиция пройдет на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский», которое построено в 1983 году в Финляндии. Корабль имеет длину 75 метров, ширину – 12 метров, максимальную осадку – 5 метров. Его водоизмещение – более 2000 тонн, «рабочая» и максимальная скорости – 10 и 12,5 узла соответственно. На борту имеется несколько лабораторий – метеорологическая, агрохимическая, биологическая, океанографическая. Первый вице-президент РГО, руководитель экспедиции Артур Чилингаров добавил, что этот корабль – более современный, чем тот, на котором было совершено первое научное путешествие для оценки последствий аварии «Фукусимы». Его специально отремонтировали и перегнали из Санкт-Петербурга во Владивосток. По водоизмещению он более чем в два раза превосходит судно – участника прошлогодней экспедиции и может взять на свой борт в два раза больше исследователей: 36 против 18-ти.

«Только собрав информацию о радиоактивных элементах в экосистемах, окружающих жителей Дальнего Востока, о распространении этих элементов по пищевым цепочкам, мы сможем судить об их воздействии на организм человека. Заведомо скажу, что воздействие это пренебрежимое. Но с точки зрения законодательства и общественного мнения, мы обязаны получить эту информацию, отследить ситуацию», - такова позиция и.о. руководителя Радиевого института им. В.Г.Хлопина Виктора Тишкова. Специалисты этой организации также примут в готовящейся экспедиции активное участие.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее