Так ли страшны последствия «Фукусимы»?
Научная экспедиция, которую в скором будущем предпримут российские ученые, определит последствия катастрофы печально известной АЭС «Фукусима-1» для Дальнего Востока России.
Эта экспедиция станет уже второй в своем роде. Первая состоялась с 22 апреля по 22 мая прошлого года . По уверениям специалистов, она показала: хотя выбросы в атмосферу радиоактивных веществ в ходе аварии и были, эти вредные элементы на территорию России попасть не могли – благодаря розе ветров на тот момент. Вместе с тем, уже в первое время после катастрофы на Дальнем Востоке обследовали 483 самолета, 908 морских судов, более 42 тысяч человек, 500 тысяч партий грузов и свыше 150 тысяч единиц автотехники, прибывших из Японии. Пристальное внимание было уделено продуктам питания. На ряд провинций Японии, где наблюдались интенсивные выпадения осадков, наложили ограничения.
Однако сегодня настроения ученых мужей не столь радужны. Так, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко сообщил, что происходит постоянный обмен данными с японской стороной. По его итогам беспокойство начинает вызывать «целый ряд морских рыб»: морской карась, камбала двухцветная и япономорская, терпуг морской, а также палтусовый дальневосточный морской карась, которые сегодня начинают «фонить». По словам Г.Онищенко, после аварии в воду попало большое количество радионуклидов, которые растворились в воде и находятся в настолько ничтожной концентрации, что сами по себе не опасны. Но оседание в планктоне и прохождение по пищевым цепочкам рано или поздно должно было себя проявить. Пока вышеназванные рыбы к берегам России не подходят, но вероятность возможной опасности необходимо уточнить совместно с ихтиологами – это и будет одной из задач экспедиции.
Главный санитарный врач также сообщил, что он вместе с рядом специалистов и ученых заканчивает написание монографии, «большого научного фолианта, обобщенного научного труда», в который вошли результаты работы многих участников первой экспедиции. «Он станет, если и не Библией для последующего изучения этой японской трагедии, то во всяком случае одним из главных трудов, на который в дальнейшем будут ссылаться», - считает глава Роспотребнадзора. Он пообещал, что о выходе книги в свет объявят отдельно.
Профессор Онищенко рассказал, что определены четкие задачи экспедиции, в частности, отбор проб воды (всего будет взято 30 проб) и атмосферного воздуха (28 проб), а также проб морской флоры и фауны. «Нас будут интересовать острова Уруп и Парамушир. Дело в том, что радионуклиды падали на морскую гладь и растворялись очень быстро. А эти два острова – тестовые объекты. Если радионуклиды на них упали, то мы будем знать истинный объем выпавших радиационных осадков», - объяснил главный санитарный врач страны.
Он назвал это общественно значимое путешествие «несравнимым в своем научном багаже», который потом в течение нескольких лет будет подвергаться подробному анализу и осмыслению. При этом Г.Онищенко подчеркнул, что экспедиция будет исключительно морской. После нее состоится еще и сухопутное научное «турне» - на Курилы, Сахалин, в Приморский край. Точные сроки сухопутной экспедиции пока неизвестны, в отличие от морской, которая ориентировочно развернется с 17 августа по 14 сентября.
Как сообщил начальник рейса Александр Севастьянов, она проводится под эгидой Русского географического общества (РГО) и при поддержке Минобрнауки и Росгидрометеоцентра. А.Севастьянов сказал, что старт экспедиции намечен в порту Владивостока. Планируется пройти по Японскому морю, восточнее Японских островов, вдоль Курило-Камчатской гряды и обратно через пролив Лаперуза выйти к Приморью, причалив во Владивостоке.
Экспедиция пройдет на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский», которое построено в 1983 году в Финляндии. Корабль имеет длину 75 метров, ширину – 12 метров, максимальную осадку – 5 метров. Его водоизмещение – более 2000 тонн, «рабочая» и максимальная скорости – 10 и 12,5 узла соответственно. На борту имеется несколько лабораторий – метеорологическая, агрохимическая, биологическая, океанографическая. Первый вице-президент РГО, руководитель экспедиции Артур Чилингаров добавил, что этот корабль – более современный, чем тот, на котором было совершено первое научное путешествие для оценки последствий аварии «Фукусимы». Его специально отремонтировали и перегнали из Санкт-Петербурга во Владивосток. По водоизмещению он более чем в два раза превосходит судно – участника прошлогодней экспедиции и может взять на свой борт в два раза больше исследователей: 36 против 18-ти.
«Только собрав информацию о радиоактивных элементах в экосистемах, окружающих жителей Дальнего Востока, о распространении этих элементов по пищевым цепочкам, мы сможем судить об их воздействии на организм человека. Заведомо скажу, что воздействие это пренебрежимое. Но с точки зрения законодательства и общественного мнения, мы обязаны получить эту информацию, отследить ситуацию», - такова позиция и.о. руководителя Радиевого института им. В.Г.Хлопина Виктора Тишкова. Специалисты этой организации также примут в готовящейся экспедиции активное участие.