Cамая близкая к Земле экзопланета обнаружена в системе Альфа Центавра

Европейские астрономы обнаружили нашего ближайшего небесного соседа за пределами Солнечной системы.

Это не только самая близкая, но и  самая легкая экзопланета, когда-либо обнаруженная рядом со звездой подобной Солнцу, а её масса составляет, по меньшей мере, 1,13 массы Земли.

Планета была найдена с помощью инструмента HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher) на 3.6-метровом телескопе в Обсерватории Ла Силья ESO (European Southern Observatory) в Чили.

Альфа Центавра - тройная звезда, находящаяся на расстоянии 4,3 световых года от Солнечной системы. Две звезды, подобных Солнцу, движутся близко друг к другу (Альфа Центавра А и B), а более слабый красный компонент известный как Проксима Центавра – в отдалении. Именно Проксима Центавра является ближайшей к Солнцу звездой. Она находится на расстоянии около 4,24 световых года от нас, это немного ближе, чем звезды A и B.

Наблюдения с помощью HARPS продолжались более четырех лет и наконец, увенчались успехом – был зафиксирован реальный сигнал, свидетельствующий о наличии планеты, вращающейся вокруг Альфы Центавра B с периодом 3,2 дня.

Европейская команда обнаружила планету, изучая крошечные колебания, которые она создавала в движении звезды. Их скорость  не больше 51 сантиметра в секунду (1,8 км/час), что равно скорости медленно идущего человека. Это самая высокая точность, когда-либо достигнутая с использованием данного метода.

Альфа Центавра B очень похожа на Солнце, но немного меньше и менее яркая. Планета, открытая европейскими астрономами, делает один оборот вокруг нее за 3,236 дня, а радиус ее орбиты составляет лишь 0,04 астрономической единицы (5,98 миллиона километров), что примерно в десять раз меньше радиуса орбиты Меркурия (0,46 астрономической единицы). Орбита второго компонента двойной звезды, Альфы Центавра А, в сотни раз дальше.

“Это первая планета с массой, близкой к массе Земли, обнаруженная у звезды, похожей на Солнце. Она обращается очень близко к своей звезде и должна быть слишком горячей, чтобы на ней возникла жизнь, но возможно, это лишь одна планета из нескольких, которые могут существовать в этой системе” - говорит соавтор исследования Стефан Одри (Stephane Udry).

Автор: Александр Ильин