О чем писали на берестяных грамотах
Что нового удалось обнаружить ученым в прошедшем археологическом сезоне? Чем отличается «улов» этого года и от чего ученый способен получить «лингвистическое удовольствие», рассказал на ежегодной публичной лекции академик Андрей Анатольевич Зализняк.
Лингвистическое удовольствие – это разгадка головоломки, зашифрованной в берестяной грамоте. Каждый археологический сезон приносит лингвистам новые документы, помогающие приблизиться к пониманию древнерусского языка. Грамоты представляют собой записи на березовой коре. Этот носитель информации стал весьма важным источником для представления о быте и повседневной жизни на Руси XI–XV вв.
26 июля 1951 г. Нина Федоровна Акулова обнаружила первую берестяную грамоту. С 1932 года работала Новгородская археологическая экспедиция под руководством Артемия Владимировича Арциховского и вот спустя 19 лет после начала экспедиции удалось обнаружить в слое рубежа XIV-XV вв. на Неревском раскопе новый источник исторических и лингвистических знаний, без которого теперь наука уже не может обойтись.
К началу 61-го археологического сезона в Великом Новгороде было известно 1018 грамот. Завершила 2012 год грамота под номером 1050. Все грамоты 2012 года относятся к XII в., большинство относится ко второй половине, и лишь несколько – к первой половине XII в.
За исключением одной грамоты, остальные 104 были найдены на территории одной усадьбы. На территории Новгорода известна еще одна усадьба с таким количеством берестяных грамот. Здесь на 100 м2 приходится 20,5 грамот, что в 3 раза выше, чем в других местах. Любопытно распределение грамот по векам. В XI в. берестяных грамот не много. В XII в. плотность грамот в археологическом слое в 15 раз выше, чем в среднем по Новгороду. К XIII в. грамот становится значительно меньше и уже к XV в. не известно ни одной грамоты.
Грамотам присваиваются номера по мере их нахождения. Первая грамота 2012 года за номером 1019 была небольшого размера и состояла из нескольких слов. Следом за ней на дне котлована 13 раскопа обнаружили грамоту 1020. Она была обнаружена вне археологического контекста, поэтому археологи не могли ее датировать. Однако лингвисты по тексту и палеографии смогли установить, что она относится к 60-80 гг. XII в. Эта грамота безупречной сохранности представляет большой интерес. Дело в том, что начиная со второй половины XII в. берестяные грамоты после прочтения чаще всего рвали на несколько кусков и целых грамот известно не так уж и много. В XI в. в берестяных грамотах встречаются только славянские имена, в XII в. встречаются в равной мере имена славянские и христианские, а к XIV в. встречаются лишь христианские имена.
В грамоте 1020 человек с христианским именем Олекша обращается к Жадену, носящему дохристианское имя. «От Олекша к Жадену. Веришь в хлебу. У Хотослава ми было гривна взятии. Отворять и переставивши. А выправи та. Корову поведаю у него». Олекша пишет, что Хотослав должен ему гривну. Но, когда он пришел за долгом, оказалось, что Хотослав умер. И Олекша просит Жадена помочь ему получить свои деньги. Он сообщает, что у Хотослава корова есть, так вот пусть они ему корову отдадут. Вероятно, корова как раз и стоила 1 гривну в то время.
Грамота 1021 оказалась продолжением длинной серии грамот одного и того же человека. Два года назад удалось установить, что эти грамоты принадлежат человеку по имени Екимо. В двух письмах он представился, а остальные отнесены к его авторству по почерку и особенностям письма. Дело в том, что он вместо обычного «О» или «У» для обозначения звука «У» регулярно пишет «УО». Лингвисты обозначили эти документы как «грамоты блока «УО». Сейчас известно 37 грамот от Екима, из них 17 найдено в 2012 году. Он писал необычайно много, но не хотел, чтобы это читали и все старательно рвал. Благодаря хорошей работе рабочих и реставраторов несколько грамот удалось собрать целиком. Одна грамота состоит из 5 клочков, из 4 кусков, в ряде случаев сложились по 2 или 3 грамоты. Так что сейчас мы имеем несколько целых грамот Екима. Скорее всего, Еким был управляющим и хорошо сведущим человеком при богатом боярине, который обладал большими суммами.
Грамота 1021 сложена из двух частей. Вначале стоит крест. Это обычная вещь для большей части грамот. Он означает серьезность грамоты. «А заплачено на беле полпята десяти», т.е. а заплачено за белок пол пята десяти. Не сказано чего. Но в дальнейшем в тексте ясно, что заплачено 45 гривен. Это самая большая сумма, встречающаяся в грамотах. В шутливой форме в другой грамот еще упоминались 100 гривен, но это была насмешка. «И две ногати моя», т.е. его деньги – 45 гривен и 2 ногаты (копейки). Все суммы всегда писались без округлений. «А Борисе заплатили 40 гривен и 4 гривны и пол шести куней». Явно эти два человека, равноправных партнера, возможно, братья, действуют сообща. «А беле (белок) в хой (всего) 3 тысячи и пол третья сорочка (и сто) без пяти или шести». Документ показывает состояние торговли пушниной в эту эпоху. Эти белки, скорее всего, будут проданы на Запад, а в грамоте описана торговая операция.
Грамота 1022 представлена редким видом документа – заговором. «Христос воскресмертию (воскрес смертию, возможно, объединено сознательно или пропустил слог, тогда было Христос Воскресе или Христос Воскресший). Смертию на смерть наступи (смертью смерь поправ). Сихаил Ангел. Сихаил Ангел. Сихаил Ангел». Сила тройного повторения – в магическом воздействии. Усиленное обращение к Ангелу Сихаилу. Сихаил выступает в качестве спасителя от лихорадки. За весь 61 год раскопок найдено 3 заговора: два – 12 века и один – 14 века. Во всех них упоминается Ангел Сихаил в качестве главного персонажа, а культ Сихаила был необычайно активен в Новгороде.
Грамота 1045 относится к первой половине XII в. и представлена деловой перепиской с просьбой дать взятку какому-то должностному лицу. «От Луке и от Микуле (христианские имена) к Сновиду (отец Луки, раньше было найдено 6 писем ему. Не купила ти ясви ничего же (Не купили ничего). Заволоческая бела 8 гривен. А воздай на весть (отдай нам двоим весть) каку-либо борзе (побыстрее). Уже быхови дома, но роспутье. Целую Вы (приветствую вас). Домке (имя) выправити (выдайте) вереть (денег) 14 кун. Из 7 гривен Савве Георгиевичу. Присуньте до мене (присуньте - акция подкупа начальника, дайте взятку, до моего возвращения). Творитеся внемши (объявляйте себя участником).»
Грамота 1050 относится к первой четверти XII в. «От Славяты грамота Гюрцу. Выведя (узнай) отрока (судебный исполнитель, офицер) на Микулу, возьми 4,5 гривны. Славомире зде не вда (Славомир здесь не отдает). Возможно, это письмо ответ на другое письмо. Видимо, наш автор не верит, что Славомир действительно должен денег. А ес те прави (а если вы правы), то выведите отрок на Славомир. (А если вы действительно правы, сами выведите отрока на Славомира)».
За все время исследования берестяных грамот было найдено не так уж много писем личного характера. Известны письма мужа к жене (№ 487, № 705 и др.), редки любовные письма (№ 752 и др.) и совсем не встречается среди берестяных грамот кулинарных рецептов. Каждый человек можете испытать «лингвистическое удовольствие», заглянув на сайт gramoty.ru. Здесь собрана база данных берестяных грамот с фотографией, датировкой, дословным и литературным переводом.
Статьи журнала по теме:
Вести из древнего Новгорода
Новгородская берестяная почта 2005 года
Новгородская берестяная почта.Находки 2004 года