Социум по-обезьяньи
Исследования, проведенные в университете Дьюка на обезьянах, дают ученым пищу для размышления о социальных связях человека.
C тех пор как Жорж Луи Бюффон в конце XVIII века впервые высказал мысль, человек может быть потомком обезьян, а затем Чарльз Дарвин сформулировал основные теории эволюции, прошло много времени. Но далеко не все люди готовы принять многочисленные научные факты, говорящие о том, что мы на самом деле не «венец творения», а часть животного мира. Исследования обезьян, их поведения, экологии, биологии только добавляют фактов в пользу того, что мы и обезьяны – довольно близкие родственники. Многие качества, присущие, как нам кажется, только человеку, обнаруживаются и в мире животных. Британский зоолог Десмонд Моррис, чья книга «Голая обезьяна», вышедшая в 1967 году, наделала много шума, писал: «Человек — чрезвычайно сильная, голосистая, предприимчивая и в высшей степени стадная обезьяна». Исследования приматов, которые много лет проводят специалисты из американского Университета Дьюка, похоже, говорят в пользу этого провокационного утверждения.
Одно из исследований проводилось на группе обезьян, за которой ученые наблюдают с 1938 года. Тогда привезенных из Индии макак-резусов поселили на небольшом острове у побережья Пуэрто-Рико. Обезьяны живут в практически естественной обстановке, если не считать присутствия зоологов.
За 75 лет наблюдений макаки стали героями не одного десятка научных трудов. Одно из последних исследований касается социальных связей, возникающих внутри сообщества. Ни о чем не подозревающие макаки-островитяне, предоставленные сами себе, успели обрасти подробнейшим досье. Ученые с дотошностью хороших детективов отслеживали контакты каждого животного: кто с кем дружит, а с кем лишь здоровается, у кого сколько врагов и т. д. Для того чтобы точно отследить все контакты, в течение двух лет жизнь животных фиксировалась на видео.
Самое интересное началось тогда, когда зоологи совместили социальное поведение животных с их родословными, которые на протяжении долгих лет также строго фиксировались. Оказалось, что в популяции есть две крайности: макаки были либо дружелюбны, либо агрессивны, а равнодушие и игнорирование окружающих встречается редко. И семьи обезьяны создают, как правило, с себе подобными – либо по дружбе, либо по принуждению. Ученые сделали вывод – вне зависимости от того, как эмоционально окрашены социальные контакты, они способствуют продолжению рода, а вот безразличные к сородичам особи с точки зрения создания семьи резусов не интересуют. Кроме того оказалось, что чем более разветвленная социальная сеть у животных, тем больше они оставляют потомков. Под социальной сетью, конечно же, в данном случае стоит понимать не ВКонтакте или Одноклассники, хотя не исключено, что полученные данные смогут пролить свет и на то, по каким принципам выстраивают свои отношения люди в виртуальных социальных сетях.
Известно, что резусы, да и другие представители рода Макак – животные общественные. У себя на родине они живут группами от 20 до 200 особей, причем самок, как правило, в несколько раз больше, чем самцов. Молодые самцы после наступления половой зрелости обязаны покинуть группу, в то время как молодые самки в ней остаются. Обезьяны много общаются между собой при помощи звуков и груминга – взаимного ухода за шерстью. Взаимоотношения и смекалистый ум этих животных давно привлекают исследователей. В 2007 году Дарио Местрипьери (Dario Maestripieri), профессор Университета Чикаго, опубликовал книгу с провокационным названием «Макиавеллевский ум: Как макаки-резус и люди завоевали мир» (Macachiavellian Intelligence: How Rhesus Macaques and Humans Have Conquered the World). По мнению автора, резусы – знатные интриганы, и вожаки стай зачастую ведут себя согласно рекомендациям, сформулированным Николо Макиавелли в сочинении «Государь» (впервые опубликовано в 1532 году). Эта книга считается одной из наиболее выдающихся работ в сфере политологии и государственного управления. По мнению профессора, «макиавеллевское поведение» — не то, чем человечеству стоит гордиться, однако именно эти качества позволили человеку создать цивилизацию».
Помимо социальных предпочтений и родственных связей ученые проанализировали два гена, которые обеспечивают транспорт нейромедиатора серотонина. Также как и у людей, у макак низкий уровень серотонина коррелирует с повышенной агрессией. Ген транспорта серотонина 5-HTTLPR вырабатывает белок, переносящий серотонин в нервные клетки. Ген имеет две разновидности – короткую и длинную. Люди, у которых в паре генов хотя бы один — длинный, на 8% чаще очень довольны жизнью, чем люди с двумя короткими вариантами. А те, у кого оба гена длинные, счастливы на 17% чаще. Учёные подчеркивают, что не стоит говорить об однозначном генетическом управлении социальными связями и гены создают лишь предрасположенность, на которой формируется тот или иной тип общественного поведения.
Другие исследования проводилось на карликовых шимпанзе бонобо. Эти обезьяны вместе с обыкновенными шимпанзе, гориллами и людьми относятся к подсемейству гоминид (Hominidae).
Представьте, что вам нужно разделить, скажем, большой вкусный торт между разными людьми. Наверняка первый кусок вы предложите кому-то из знакомых. Бонобо удивили исследователей тем, что предпочитают делиться едой с незнакомцами, тем самым расширяя свои социальные связи.
Эксперимент проводили в республике Конго, в центре по изучению приматов. В серии экспериментов у обезьян был выбор: оказавшись в помещении наедине с вкусными бананами съесть их самим, поделиться со знакомой обезьяной, которая находилась в соседней комнате или с незнакомцем, также находящимся по соседству. К удивлению учёных, в 70% случаев, бонобо предпочитали делиться, причем чаще с незнакомцами. При этом обезьяны отказались отдавать еду, если не получали взамен выгоды в виде социального контакта.
Бонобо (Pan paniscus) вполне терпимо относятся к чужакам, особенно по сравнению со своими ближайшими родственниками – шимпанзе (Pan troglodytes). В сообществах бонобо не такая строгая иерархия, и зачастую главенствующее положение занимают самки, а не самцы, как у шимпанзе. Исследователи считают, что, возможно, бонобо делятся пищей с целью получить выгоду в будущем. А может быть в таком поведении стоит искать и истоки человеческого альтруизма.
В другой серии опытов сравнили поведение бонобо и шимпанзе в борьбе за еду. Обезьян делили на пары по полу и возрасту и ставили в одни и те же условия пищевой конкуренции. Животные наблюдали за тем, как в соседней комнате экспериментатор оставлял немного пищи. Когда их запускали в комнату, происходило следующее: либо один участник завладевал львиной долей вкусностей, либо пища доставалась каждому приблизительно поровну. По результатам трех подходов в парах складывались четкие отношения: лидер-подчиненный или равноправные партнеры. При повторе эксперимента животные уже знали, что будет дальше, и перед тем как запустить их в комнату с едой, экспериментаторы брали у них слюну на анализ, чтобы определить уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (мужского полового гормона). Результаты сравнивали с исходным уровнем гормонов каждой обезьяны, который измеряли перед началом эксперимента.
У самцов бонобо в период ожидания, если их соперник до того доминировал, подскакивал уровень кортизола. Если же предстоял равный дележ, уровень гормона стресса падал ниже фона. У самцов шимпанзе уровень кортизола в той же ситуации не менялся. Зато у доминантного самца перед очередной дележкой в предвкушении легкой победы подскакивал уровень тестостерона. А в равноправных парах гормон оставался на фоновом уровне.
Учёные сделали вывод, что в эволюции два довольно близких подвида разделились между собой, в том числе и по причине разного темперамента. Бонобо предпочитают дружелюбную тактику, в то время как шимпанзе — агрессивную. Оба этих подвида давно привлекают внимание учёных, занимающихся изучением мышления животных и человека. Открытие новых «человеческих» качеств у этих обезьян, возможно, дополнит картину и еще более приблизит нас к нашим общим предкам.
Причины такого разделения могут быть связаны с географией. Около 1-2 миллионов лет назад река Конго разделила две популяции шимпанзе. Одни оказались по соседству с горными гориллами, с которыми пришлось конкурировать за пищевые ресурсы. Другая популяция оказалась в условиях, где было вдоволь еды и никаких конкурентов. В результате, пока шимпанзе оттачивали навыки борьбы за существование, бонобо всячески разнообразили свое мирное существование. Особенный интерес учёных вызывает сексуальная жизнь этих обезьян, которая по своему разнообразию может сравниться разве что с человеческой.
По мнению исследователей, если сравнивать анатомические и поведенческие различия бонобо и шимпанзе, то первые выглядят как «одомашненная версия» вторых. Одомашнивание делает животных менее агрессивными и продлевает время полового созревания: взрослая особь может до смерти сохранять какие-то ювенильные признаки. Кроме изменений во внешности, приручённые животные чутко отзываются на социальные контакты, они более открыты общению.
Иллюстрации:
1.Макаки-резусы (nationalgeographic.com)
2. Шимпанзе (wikipedia.org).
3. Бонобо (today.duke.edu).