Прирожденные убийцы

Ежегодно кошки убивают миллиарды птиц и мелких животных, нанося большой урон дикой природе.

Любители кошек наверняка скептически воспримут результаты исследований специалистов из Смитсоновского института и Службы охраны диких животных США, однако цифры говорят о том, что на совести домашних питомцев ежегодно оказываются миллиарды птиц и мелких животных.

Согласно исследованию, результаты которого опубликованы в журнале «Nature Communications», ежегодно кошки истребляют от 1,4 до 3,7 миллиарда птиц и от 6,9 до 20,7 миллиарда млекопитающих. Большей частью, конечно, это дело лап и зубов диких кошек и обитателей фермерских хозяйств, которые предоставлены сами себе, но и городские домашние любимцы тоже внесли свой вклад в эту печальную статистику. Большой разброс в цифрах объясняется еще и тем, что невозможно точно подсчитать количество кошек. Только в США по приблизительным оценкам насчитывается порядка 85 миллионов домашних и до 120 миллионов диких. Причем примерно половина из числа американских домашних питомцев на самом деле при случае промышляет дикими животными. По словам авторов исследования, они постарались приблизиться к реальным цифрам, проигнорировав сомнительные данные, данные по небольшим выборкам или с очень небольшим периодом наблюдения. Помимо данных по США, приводятся цифры по некоторым районам Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, Швейцарии, Венгрии.

Больше всего авторы работы обеспокоены за белок, землероек, мышей, полевок и кроликов, на которых любят охотиться кошки. «Наше исследование показало, что коты представляют самую серьезную опасность для диких животных США», – рассказал Пит Марра из Смитсоновского института биологии охраны окружающей среды, один из авторов проекта. В штате Калифорния (США), к примеру, в среднем на одну домашнюю кошку в год приходится 24 мелких животных, а на дикую уже 237. В среднем на каждую кошку в мире в год приходится от 23 до 46 птиц и от 129 до 338 мелких животных, включая млекопитающих, амфибий и рептилий. В распоряжении ученых были данные, собранные по результатам опросов хозяев, цифры из более ранних исследований, полученные в результате наблюдений за отдельными животными в определенный период времени, а также данные исследований содержимого желудка кошек, в тех случаях, когда это было возможно.

Ученые считают, что пушистые убийцы уже повинны в исчезновении с лица Земли 33 видов животных. В особенности это касается островной фауны, где любое вмешательство в экосистему сказывается сильнее, чем на материке. В Новой Зеландии завезенные европейцами крысы, кошки, собаки и другие животные за долгие годы нанесли большой урон уникальной местной фауне. Эта страна, кстати, считается лидером по числу кошек на душу населения. По статистике, в 48% домов есть как минимум одна кошка. Сколько кошек в России, толком, увы, никто не считал. По имеющейся статистике, более чем в 40% домохозяйств держат домашних животных, и кошки среди них самые популярные.

Автор этих строк, к примеру, был свидетелем того, как вскормленная сухим кормом флегматичная городская кошка, оказавшись на дачном участке, завела привычку завтракать зазевавшимися птичками. Хозяева за лето насчитали несколько десятков убитых птиц, а сколько их было на самом деле, остается только догадываться. Другая знакомая кошка, переехав вместе с хозяевами из России во Вьетнам, быстро освоила охоту на гекконов, которые там легко пробираются в дома. Тут даже не приходилось выходить на улицу, чтобы полакомиться свежей ящерицей.

Рекордсменом по числу пойманных мышей считается кошка по кличке Таузер. Подсчитано, что за всю свою жизнь (а прожила она 24 года!) эта кошка поймала 28 899 мышей: в среднем по 3 мыши в день. Стабильный улов у Таузер был благодаря тому, что на вискикурне, где она жила, были большие запасы ячменя, привлекающие грызунов. Рекорд пока что не побит, а хозяева даже поставили памятник своей любимице.

От когтей и зубов кошек птиц и зверей погибает во много раз больше, чем из-за различных антропогенных факторов – под колесами автомашин или из-за отравлений. Хотя, одомашнивание кошек и, как следствие, их большое количество, тоже можно отнести к антропогенным факторам. Наверняка, если бы эти животные так и остались бы дикими, их численность была бы куда меньше.

С другой стороны, кошки – хищники, и то, что они охотятся на птиц и мелких животных, никого не удивляет. Но удивляют цифры, которые приводят ученые. Ранее считалось, что урон, наносимый кошками дикой природе, как минимум в 4 раза меньше и число убитых кошками птиц, к примеру, составляет около 500 миллионов в год. Кроме того, кошки не знают о том, что приглянувшаяся им зверюшка может быть редким видом, за убийство которого человеку, к примеру, может грозить даже тюремный срок.

Что же делать хозяевам, чтобы предотвратить эти массовые убийства? Биологи советуют как можно реже выпускать кошек на улицу. Также ученые рекомендуют для домашних питомцев ошейники с колокольчиками, чтобы хозяева были в курсе, чем занимаются их любимцы, а кроме того, звук колокольчика не позволит хищнику бесшумно приблизиться к потенциальной жертве. В Великобритании эта практика помогла снизить количество совершаемых котами убийств на треть.

На фото:

1. Мыши – самая популярная добыча у кошек.
2. Памятник кошке Таузер в Шотландии.
(Wikipedia.org)