№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

МГУ снова среди лучших

Московский государственный университет стал единственным российским вузом, попавшим в  репутационный рейтинг Times Higher Education World Reputation Rankings.

В список, представленный приложением британского журнала Times – Times Higher Education совместно с агентством Thomson Reuters, входят 100 вузов мира с лучшей репутацией. Газета каждую осень публикует список лучших вузов (World University Rankings) на основании уровня образовательных и исследовательских программ, цитируемости научных статей, количества иностранных студентов и специалистов.

Репутационный рейтинг ТНЕ составляется в третий раз. В этом году было опрошено 16 639 ученых и преподавателей из 144 стран. На момент опроса средний стаж научной деятельности опрошенных составлял в среднем 17 лет. 33% опрошенных представляли Северную Америку, 17% — Западную Европу, 12% – Восточную Азию, 10% – Океанию, 6% – Восточную Европу и по 5% – Южную Америку и Ближний Восток. Опрошенные должны были ответить на две группы вопросов: одна касалась учебной деятельность вузов, другая – научно-исследовательской. Затем сравнивали ответы, придавая больший вес данным по научно-исследовательской деятельности (в соотношении 2:1). Место в рейтинге зависело от того, сколько ученых называли какой-либо вуз лучшим в известной им области. На первом месте в списке 2013 года оказался Гарвард со 100 баллами, на втором месте – Массачусетский технологический институт (87,6 балла), замкнул тройку лидеров Кембридж (81,3). МГУ, набрав 6,5 баллов, оказался на 50-м месте, разделив его с Университетом Сиднея. Всего в рейтинге представлены университеты 20 стран. В 2012 году Россия вообще не была представлена в итоговом списке, а годом ранее МГУ занимал там 33-е место.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Представитель Times Higher Education Фил Бейти заявил, что нынешний рейтинг дает повод для тревоги из-за значительного разрыва между вузами с лучшей репутацией и всеми остальными.

О том, что российские вузы теряют позиции в мировых рейтингах, заговорили еще прошлой осенью, когда Times опубликовал список лучших университетов (World University Rankings), который считается главным мировым рейтингом. При составлении того списка учитываются 13 параметров в пяти сферах: образовательная деятельность, исследовательская деятельность, цитируемость, инновационность и международная привлекательность. Всего в рейтинг входят 400 организаций. В 2012 году МГУ занял в списке 216-ю строчку. Также в рейтинг попал еще один российский вуз – Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ благодаря высоким уровням цитируемости двух публикаций Анатолия Романюка, который работает в коллаборации ATLAS в Женеве. Лучшим университетом мира согласно World University Rankings последние два года остается Калифорнийский технологический институт, который в 2011 году сместил с первой строчки Гарвард.

Тогда о причинах, по которым российские университеты теряют позиции, эксперт ТНЕ Филипп Альтбах (Philip Altbach) сказал: «Одна из проблем университетов Центральной и Восточной Европы состоит в том, что они по настоящему не стали международными». В ответ на это чиновники заявляли, что российское высшее образование не такое плохое, просто не вписывается в международные критерии, и Россия должна сама создать свой мировой рейтинг. Однако, несколько дней назад на сайте Министерства образования и науки появилась информация о том, что в ближайшее время в России будут создаваться Центры языковой подготовки, где российские ученые будут учиться писать научные статьи на английском языке для международных научных журналов. Таким образом, к 2015 году доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в международной базе данных «Web of Science», должна возрасти с 1,68% до 2,44%. Помимо центров языковой подготовки, в регионах страны планируется создать на базе вузов и научных организаций сеть центров повышения квалификации научных и научно-педагогических работников по развитию компетенций работы с информационными ресурсами в базах данных «Web of Science» и «Scopus».

Фото: Московский государственный университет.

По материалам РИА Новости и газеты «Ведомости»

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее