Студенческое предпринимательство: кто подхватит эстафету
«Возможностей для инноваций вокруг нас миллион», – уверен генеральный директор Федерального конкурса университетских технологических проектов «Кубок Техноваций» Александр Брызгалов.
Возможность представить свои инновационные проекты получили молодые российские предприниматели – участники road show Russian StartUp Tour, который проходит с 18 марта по 29 апреля по 15 российским городам.
Александр Брызгалов ответил на вопросы организаторов road show Russian StartUp Tour.
– Александр, в рамках Russian StartUp Tour вы с экспертами провели десятки коучинг-сессий для авторов инновационных проектов. Как считаете, эффект есть?
– Конечно, и он более весом, чем групповые тренинги в рамках обучающих программ. За короткое время – всего 5-7 минут – идеолог стартапа перед экспертами и своими коллегами раскрывает основную идею проекта. Он учится говорить кратко и по существу вопроса, он заинтересован здесь и сейчас «продать» свою идею институтам развития, то есть работает в реальных, «полевых» условиях. Эксперты сразу дают обратную связь, и порой ответная реакция – не та, которую ожидает стартап. Нам встречались и такие проекты, в которые вложено много сил и времени, но актуальность разработок ушла – либо рынок перенасыщен аналогичными решениями, либо сами решения уже перестали быть актуальными на рынке.
Мы говорим об этом честно. Приводим примеры. Иногда убедить автора стартапа переключиться на другие разработки намного полезнее, чем продолжать поиск в выбранном им направлении.
Остальные участники имеют возможность услышать, какие задаются вопросы, какие звучат ответы, и на основе этого внести оперативные изменения в свои выступления. В результате получается такое коллективное стресс-обучение всех присутствующих в интенсивном интеллектуальном формате.
– По итогам общения с местными стартап-командами, какие основные направления вы могли бы назвать наиболее актуальными для развития в регионах?
– К сожалению, в силу многих причин по-настоящему прорывные идеи, способные сформировать спрос, а не следовать за ним, в регионах рождаются очень редко. Но здесь есть сильные промышленные предприятия, которые могут делать заказы на инновационные разработки, передавать их в университет или межвузовский центр, где под этот НИОКР уже формировалась бы молодежная стартап-команда. После чего проект можно масштабировать по всей стране и в дальнее зарубежье.
Кроме того, было бы полезно перенаправлять со всей России в конкретный регион те стартапы, которые связаны с его промышленными приоритетами. Это даст возможность создать профессиональную экспертную среду, которая может оперативно и квалифицированно заключить, «живая» ли эта тема для исследований или нет.
– Можете привести пример такой «живой» идеи?
– В Новосибирске есть большой, лидирующий в своей области мясокомбинат, куда поступают свиные туши разного качества, в том числе нестандартные, и которому требуется датчик, способный буквально на лету определять температуру плавления сала в тушах. От этого зависит, куда туша может пойти – на колбасу, сосиски либо на ветчину. Оборудование на этом мясокомбинате суперсовременное – немецкое, но такого датчика в нем нет, потому что немцам в связи с высоким качеством мяса и чёткой стандартизации он не нужен.
Такой датчик, сочетающий в себе инженерные разработки и информационные системы, – конкретная задача для проектной команды, за которую предприятие готово заплатить. За 3-6 месяцев такую задачу вполне возможно решить, выполнив заказ предприятия. Дальше этот проект можно взять в работу, и не только в России, но и, допустим, в Китае, в других странах Юго-Восточной Азии, где есть проблема со стандартизацией поставок на мясокомбинаты сырья.
Возможностей для инноваций вокруг нас миллион. Просто нужно отталкиваться от реальных потребностей. Приведу один простой пример. Молодежь, когда приходит в бар и заказывает коктейль или кока-колу, то в бокал вставляют пластиковую трубочку. Такие трубочки – легкие, они постоянно всплывают, и их приходится придерживать руками. Но ведь можно сделать кончик этой трубочки с неким пластиковым же утяжелителем, и будет много удобнее. Конечно, это не революция, но это инновация – взять нечто уже придуманное и сделать его совсем по-другому с лучшими потребительскими качествами.
– Одинаково ли легко получить финансирование под два таких разных проекта?
– Не так сложно как кажется. Именно этим и занимается Федеральный конкурс университетских технологических проектов «Кубок Техноваций». Как только у стартап-команды появляется первый результат, мы берем прототипы, проводим экспертизу, акселерацию, через свой венчурный фонд финансируем разработки и ведем ребят и их проекты на общероссийский и мировой рынки.
Мы – единственные в России, кто полностью замыкает всю эту линию на себя. Ведь часто бывает так, конкурс провели, проекты отобрали, ребят наградили. А потом они бегают со своим победившим проектом, и пытаются хоть как-то его дальше продвинуть, добыть 100, 200 или 300 тысяч рублей для его внедрения. Это неправильно и даже аморально. С одной стороны мы в России молодую поросль поднимаем, а с другой – не даем им дальнейшего развития.
Более того, начинать работать с талантливыми авторами нужно как можно раньше. Поэтому в рамках федеральной программы «Кубок Техноваций» планируется запустить еще один проект – «Кубик Техноваций», в котором, как ожидается, будут принимать участие школьники со всей страны. Кроме того, у нас есть идея проводить Всероссийскую олимпиаду по инновациям, которая может стать большим подспорьем для технических вузов.
Не имея классического инженерного образования, в школьном возрасте дети еще не зашорены и могут фантазировать. Участие в подобных проектах может стать для подростков великолепным тренингом, который в будущем способен принести замечательные плоды.
– Вы продвигаете идею создания межвузовских центров прототипирования. Какую задачу он должны решить?
– На изготовление прототипа, пробного образца своего проекта, у авторов инновационных проектов чаще всего не хватает не только средств, но и опыта команды. Есть программы министерства образования, под них выделяются федеральные деньги, и мы хотим, чтобы эти средства шли на создание межвузовских центров прототипирования. Молодые люди по всей стране должны иметь возможность осуществить свою идею на практике, используя для этого все необходимое оборудование. Уверен, сюда будут притягиваться талантливые ребята с инженерными специальностями, с образованием в области IT и менеджмента, и здесь будут формироваться успешные проектные команды.
Когда созданы прототипы, налажено малое серийное производство, – вот тогда идею могут подхватывать венчурные инвесторы и пытаться это масштабировать.
СОВЕТ СТАРТАПУ ОТ МЕНТОРА:
«Главное иметь три вещи: веру в себя, веру в то дело, которым ты занимаешься, и команду под свою веру, под свою идею, под свою идеологию. Когда все эти три вещи сходятся, возникает то, что позволяет делать успешный бизнес на пользу окружающим людям».