№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что показал «Архимед-2013»

Инновационный салон, который ежегодно собирает профессиональных и самодеятельных творцов научно-технического прогресса, представил в этом году внушительную и разнообразную экспозицию.

Обычно каталоги «Архимеда» с кратким описанием экспонатов занимают по 250-300 страниц, поэтому рассказать обо всех просто невозможно и мы выбрали то, что представилось интересным и… любопытным.

Эмблема салона.
1a.
1.Зонтичная антенна и модель ветрогенератора карусельного типа родом из Железногорска.
2. Модульный генератор электроэнергии с парусами вместо колес конструкции В.А.Шапина.
3. Украинский электрогенератор со шнековым ветроколесом.
4a.
4. Беспилотный вертолет «Колибри» создан для наблюдения за местностью и находящимся на ней.
5. Макет дорожного полотна из предварительно напряженного железобетона.
6. Тайванский стендист демонстрирует строительный блок из «прозрачного бетона».
7. Представитель Good Light объясняет преимущества светодиодных автомобильных фар.
8. Светодиодный дисплей из ДагГТУ.

Предприятие «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» из Железногорска представило на Салоне антенну зонтичного типа (1а), предназначенную для орбитальных аппаратов. После выхода спутника на орбиту бортовые электродвигатели приводят в действие силовые элементы и те распрямляют шесть спиц, образующих антенную решетку.
Рядом выставили орбитальный аппарат, который призван поддерживать непрерывную радиосвязь между различными объектами, например, Росгидрометом, навигационными спутниками ГЛОНАСС, аварийными радиобуями и наземными пунктами.
Здесь же демонстрировали модель ветрогенератора карусельного типа (1) с широким входом для ветра, который направляется к вертикальному ветроколесу, связанному с генератором электроэнергии. Такими агрегатами можно оснащать предприятия и жилье там, куда не дотянули еще линии электропередач.

Кстати, ветрогенератор своей конструкции представил В. Я. Шапин, первым применивший модульную систему. Традиционные ветроколеса заменены несколькими полотнищами, расположенными поэтажно на мачте, как паруса на барках и фрегатах (2). Такие устройства, оборудованные генераторами, мультипликаторами, инвенторами, преобразователями тока, аккумуляторами, можно за 3 дня смонтировать на крыше. При ветре в 4,5-11 м/с они могут снабжать потребителей электроэнергией мощностью от 1,5 до 45 кВт.
А украинские разработчики создали шнековый ветрогенератор (3), рассчитанный на работу при слабых (от 1 м/с) и средних ветрах. Его ветроколесо выполнено в виде шнека и работает при перемене направления и скорости воздушных потоков, полностью используя их дармовую силу. Однако еще в позапрошлом веке корабелы отказались от шнековых приводов для первых пароходов в пользу винтов, которые более производительны.

Московский научно-производственный центр «НЕЛК» показал средство для обследования с воздуха местности и расположенных на ней объектов. Это беспилотный вертолет «Колибри» весом 3,5 кг с шестью 2-лопастными несущими винтами на вынесенных в стороны горизонтальных пилонах (4, 4а). Винты вращают электромоторы, питающиеся от аккумуляторов, и «Колибри» летит со скоростью 50 км/ч на высотах до 500 м. Вертикальный взлет, движение по маршруту, зависание, изменение курса и высоты и отвесная посадка на полозковое шасси выполняются по программе либо по командам оператора, следящего за поведением «Колибри» по электронной карте и принимающего информацию с дистанции до 10 км.
На находящейся в центре аппарата стабилизированной платформе в зависимости от задания размещают фото и видеокамеры, тепловизор, средства радиационного и газового контроля, ретрансляторы, лазерные осветитель и дальномер или сбрасывемый контейнер. В него упаковывают 2 кг средств связи, медикаменты, радиомаяки, продовольствие и прочее необходимое терпящим бедствие.

А теперь обратимся к тому, что предназначено для земных условий. Челябинская фирма «Инновационные технологии в строительстве» представила новинки в виде настольных макетов (5) искусственного покрытия дорог, взлетно-посадочных полос, площадок разного назначения. Такие покрытия изготавливают из крупных, железобетонных, предварительно напряженных плит. Сквозь покрытия пропущены соединяющие и стягивающие стальные канаты. По периметру плит проложена резиновая окантовка, парирующая изменения плит при переменах температуры и нагрузок. Подобным способом предлагается делать и основание, на котором укладываются шпалы и рельсы. Такое покрытие прослужит без ремонта не менее трех десятилетий.

Новый строительный материал на «Архимед» привезли и тайваньцы. Они придумали «прозрачный бетон», из которого делают блоки, а из них стены домов (6). Как объяснил представитель разработчиков, своим появлением этот материал обязан всеобщей моде на экономию электроэнергии и вполне может заменить искусственное освещение естественным. Пока на улице день, свет проникает сквозь крохотные отверстия в блоке внутрь здания, и у его обитателей нет нужды включать лампы и люстры.

Кстати, о свете. Специалисты московской фирмы с сугубо британским названием Good Light предлагают заменить обычные и люминесцентные лампы светодиодными светильниками, оборудованными стальными листами, покрытыми полимерным порошком, хорошо рассеивающим свет. Они выполняются квадратными, прямоугольными и вытянутыми, переносят температуры от –40 до +50оС и способны служить до 50 тысяч часов. А для автомобилистов выдумали светодиодные фары, не ослепляющие водителей встречных машин (7).

Сотрудники Дагестанского государственного технического университета демонстрировали светодиодный дисплей, на котором высвечивается трехмерное изображение предметов, композиций и текстов (8). По мнению разработчиков, их дисплей наверняка заинтересует преподавателей, устроителей всяческих представлений и, конечно, рекламистов.

В. Новосильцев из московского предприятия «НИОНОД» показал на «Архимеде» 2-тактный, 2-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный двигатель воздушного охлаждения ДН-60 (цифра – объем в куб. см) с золотниковым газораспределением на впуске, встроенным планетарным редуктором и передаточным отношением 1:3. Его длина и ширина составляют по 560 мм, высота 380 мм, мощность 56 кВт, удельный расход топлива не превышает 336 г на кВт/ч. Новосильцев уверен, что его двигатель найдет применение на сверхлегких летательных аппаратах, снегоходах, мотонартах, катерах, а после установки принудительного охлаждения – и в качестве стационарной силовой установки. Что же, поживем – увидим…

Фото Ю.Егорова.

Автор: Юрий Егоров, Игорь Боечин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее