№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Кишечную палочку научили производить дизельное топливо

Биотехнологи впервые создали штамм кишечной палочки, способный перерабатывать жиры в вещества, которые не отличаются по своим качествам от настоящего дизтоплива.

Для того, чтобы превратить Escherichia coli в микроскопический нефтеперерабатывающий заводик, биотехнологии из  Эксетерского университета (Великобритания) вставили в ее ДНК несколько генов других бактерий, сине-зеленых водорослей и камфорного лавра. Суть производства биотоплива в том,  что вместо жиров, которые бактерии производят из поглощаемых ими углеводов, получаются горючие углеводороды. Результаты исследования были опубликованы в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Колония Escherichia coli (фото University of Exceter).

Важное отличие этого био-дизтоплива от существующих синтетических аналогов в том, что к нему не нужно добавлять настоящее топливо. Правда, до первой поездки на бактериальном топливе еще далеко, так как на производство нескольких миллилитров ушла сотня литров раствора из бактерий и сахара.

«Прежде чем мы перейдём к промышленному производству, нам необходимо будет увеличить эффективность работы бактерий. У нас есть в запасе от трех до пяти лет, чтобы поставить необходимые эксперименты и понять, стоит ли игра свеч», — рассказывает Джон Лав, один из авторов исследования.

Любопытно, что исследования финансируются одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире.  Роб Ли из Shell Projects & Technology прокомментировал результаты ученых так: «Мы гордимся работой Университета Эксетера по использованию биотехнологий для создания специальных молекул углеводорода, что, как мы знаем, будет пользоваться большим спросом в будущем. Несмотря на то, что технология все еще сталкивается с рядом препятствий на пути коммерциализации, мы надеемся решить задачи по ограничению роста выбросов углекислого газа, отвечая на растущий спрос на транспортное топливо».

Правда, скептики считают, что производство того количества сахара, которое необходимо для работы  бактерий,  нанесет окружающей среде ощутимый вред. Для того чтобы снизить и стоимость будущего топлива, и воздействие на окружающую среду, ученые думают над тем, как научить бактерию вместо сахара поглощать отходы жизнедеятельности человека и животных.

Согласно планам Евросоюза, к 2020 году хотя бы 10% от общего числа используемого топлива должно будет составлять биотопливо. Однако на сегодняшний день большая часть биодизеля и биоэтанола несовместимы с современными двигателями. Чтобы двигатель функционировал исправно, необходим «коктейль» из 5-10% биотоплива и 90-95% бензина. Если дело с бактериальным топливом пойдет на лад, то, по крайней мере, удастся избежать проблемы с инфраструктурой.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее