Горячая десятка: новые виды, которые потрясли ученых в 2012 году

23 мая, в день рождения Карла Линнея, благодаря которому все живое на планете имеет латинские названия, ученые Аризонского университета представили список самых необычных новых видов.

Специалисты Института исследования новых видов при Аризонском университете (США) уже в шестой раз составляют рейтинг самых выдающихся открытий. При  отборе авторы рейтинга руководствовались критериями исключительности и необычности.

Выбрать 10 самых-самых из около 18 тысяч новых видов, описанных учеными по всему миру за прошлый год, задача не из легких. Среди победителей — самое маленькое позвоночное, насекомое, открытое благодаря интернету, и хищная лировидная губка.

«Сделать выбор между бактериями, грибами, растениями и животными трудно. Это требует поиска равновесия между определенными критериями. Мы ищем организмы с необычными функциями или размерами и те, что обитают в труднодоступных местах обитания. Также мы обращаем внимание на организмы, имеющие большое значение для человека или являющиеся нашими ближайшими родственниками», - прокомментировал выбор ученых Антонио Валдекасас, председатель международной комиссии по отбору выдающейся десятки новых видов.

Возглавляет список микроскопическая фиалка  Viola lilliputana. Растет она в одной-единственной точке на земном шаре -  в высокогорных лугах в Андах, на территории Перу.  Другая уникальна черта «победителя»  - крохотные размеры: надземная часть фиалки равна примерно 1 см, оттого V. lilliputana относится к одним из самых маленьких двудольных растений. Любопытно, что образцы V. lilliputana впервые попали в руки учёных ещё в 1960-е, но тогда ни у кого не дошли руки, чтобы разобраться с этой крошкой, в результате как новый вид эта фиалка описана только сейчас.

На втором месте хищная губка Chondrocladia lyra, которая живёт на глубине свыше трёх тысяч метров в северо-восточной части Тихого океана, неподалёку от калифорнийского побережья. Внешне C. lyra напоминает сложную арфу (или лиру): на нескольких горизонтальных лучах (которых может быть от 2 до 6), отходящих от общего центра, сидят вертикальные отростки с набалдашниками, напоминающие струны. Они увеличивают площадь поверхности губки, что позволяет ей легче захватывать добычу, а питается она планктоном. Такая разветвленная форма помогает ей, не сходя с места, охотиться на большом пространстве.

Замыкают тройку лидеров небольшие тропические обезьяны семейства мартышковых Cercopithecus lomamiensis. Местным жителям, которые называют их «лесула», в отличие от зоологов, эти приматы хорошо известны. Впервые обезьяны были обнаружены еще в 2007 году в доме школьного учителя в одной из деревень бассейна реки Ломами Демократической республики Конго. Новый вид обезьян  - находка весьма редкая. Это и обеспечило приматам место в десятке самых-самых. Обезьяны являются объектом промысла местных охотников, так что ученые всерьез опасаются, что едва будучи обнаруженными, они могут исчезнуть с лица земли.

На четвертом месте Sibon noalamina из семейства Ужеобразных. Совершенно безобидная для человека змея питается улитками, но на всякий случай внешне ужасно напоминает кораллового аспида. Вид тоже находится под угрозой уничтожения, так как живет в регионе интенсивной добычи руды. Видовое название змеи как раз предостерегает против излишней активности промышленников: noalamina - это испанская фраза No a la mina, которая на английском выглядит так: No to the mine, где mine - «рудник» или «шахта».

Пятое место досталось плесневому грибку Ochroconis anomala. Обычно грибки этого рода живут в почве, где питаются растительными останками, но O. anomala предпочел поселиться  на стенах пещеры Ласко во Франции, известной как «Сикстинская капелла» первобытной живописи.

Шестое место у самого маленького позвоночного животного — лягушки Paedophryne amanuensis из Папуа-Новой Гвинеи.  Ее длина составляет в среднем 7,7 мм. Для сравнения: длина крупнейшего позвоночного, синего кита, — 25,8 м. Обитают микроквакши в лесной подстилке.

На седьмой строчке рейтинга новый вид вечнозеленого кустарника из рода Евгения — Eugenia petrikensis. Это один из семи новых видов растений, открытых в прибрежных лесах восточного Мадагаскара. Новый вид попал в десятку, вероятно, из-за необычного внешнего вида — пурпурные цветы на фоне ярко-зеленых листьев делают его весьма привлекательным.

Восьмая позиция у светящегося таракана Lucihormetica luckae из Эквадора. Впервые с этим насекомым ученые столкнулись еще 70 лет назад, но как новый вид его описали только сейчас. Вполне возможно, что этот таракан уже исчез с лица Земли, так как с 2010 года он не попадался в руки исследователей.

На девятом месте уже знакомая нашим читателям Semachrysa jade из Малайзии, которая была открыта благодаря популярному фотосайту, где фотограф, запечатлевший златоглазку, просил у пользователей помощи в определении видовой принадлежности неизвестного насекомого.

И замыкает десятку новый ископаемый вид насекомых: комаровка Juracimbrophlebia ginkgofolia, которую первооткрыватели  едва не перепутали с растением. Как и современные скорпионницы,  комаровки добывали себе пищу, сидя в засаде на нижней стороне листьев дерева гингко. Вместе с ними насекомое и было обнаружено в отложениях, относящихся к середине Юрского периода. Ее крылья так похожи на листья гинкго, что поначалу учёные именно листьями их и посчитали. Это довольно редкий случай, когда насекомое подражает  голосеменным растениям.

Фиалка Viola lilliputana (Фото Hugh H. Iltis и Harvey Ballard.)
Paedophryne amanuensis — самое маленькое позвоночное. (Фото Christopher C. Austin.)
Конголезская мартышка Cercopithecus lomamiensis. (Фото Hart, J. A., Detwiler, K. M., Gilbert, C. C., Burrell, A. S., Fuller, J. L. et al. / PLoS ONE.)
Комаровка Juracimbrophlebia ginkgofolia на дереве гинкго. (Реконструкция Ms. Chen Wang.)