Городские птицы: умны в родителей

Человек городской сильно отличается от человека сельского: в условиях урбанизации ему приходиться сталкиваться с чем-то новым каждый день и тут же придумывать модель поведения в сложившейся ситуации. То же самое происходит городе и с птицами. Но какую роль играет в развитии «городской сообразительности» среда, а какую – генетика?

Ученые давно проводили исследования, в которых сравнивалось поведение пернатых «сельчан» и «горожан». Мы уже писали про японских черных ворон, которые, обитая в городе, научились  подкладывать твердые маньчжурские орехи под колеса машин, остановившихся у светофора, а потом лакомиться ядрышком раздавленного ореха.

Много стрижей можно заметить в центре крупных городов. Эти птицы исключительно насекомоядные, большую часть жизни проводят в воздухе, не умеют клевать и не могут сесть ни на ветку, ни на землю: они ненадолго цепляются когтистыми лапками к стенам домов. Зачем же они стремятся в города? За пищей: оказалось, что чем больше асфальта и каменных построек, тем больше насекомых. Днем солнце прогревает камень, образуются восходящие потоки горячего воздуха, а на смену ему приходит прохладный воздух пригородных лесов и приносит на наши улицы мельчайший аэропланктон. За ним-то и охотятся стрижи.

В конце прошлого века в городах Европейской части России стали селиться ястребы-тетеревятники. Они немедленно освоили методы охоты, присущие другим видам хищных птиц, не имеющими с тетеревятниками никакого родства, например, научились выслеживать добычу в темное время суток и охотиться на чердаках. Уже во втором-третьем поколении все эти приемы становятся для городского тетеревятника поведенческой нормой. Процесс урбанизации у этих птиц занял всего 10-15 лет.

Катарина Миранда и ее коллеги из Института орнитологии Макса Планка исследовали, формируют ли животные свои «городские» навыки в процессе обучения или получают «по наследству» - с генетическим багажом. Экспериментаторы использовали яйца черных дроздов, выросших в городе и в деревне. С момента вылупления птенцы жили вместе в абсолютно одинаковых условиях, однако оказалось, что дети «горожан» ведут себя осторожнее и даже к еде походят чуть позже, чем их сельские собратья. Ученые смогли объяснить такое поведение только различием в генетике. Возможно, причина в том, что городские дрозды живут в постоянно меняющихся условиях где некоторые особенности, например, осторожность, повышают шансы на выживание вида и поэтому могут закрепляться в ходе естественного отбора.

Автор: Анжелика Кубряк