№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгой и с песнею

Школьники, совместно занимающиеся музыкой, любят школу больше других.

Как сделать так, чтобы дети ходили в школу с удовольствием? В начале учебного года этот вопрос особенно актуален. Универсального рецепта, как сделать школу более привлекательной для учеников, наверное нет — слишком много слагаемых. И это касается не только российских школ: способы сделать процесс обучения более интересным ищут во всем мире.

Совместное музицирование делает детей более довольными школой во всем мире. На фото — Стефани Маккой и ее ученики (couriermail.com.au).

Финские ученые выяснили, что дети, занимающиеся музыкой по расширенной программе (4 часа в неделю, а не 1 час в обязательном порядке), любят школу больше, чем ученики, посещающие уроки музыки раз в неделю.  В исследовании приняли участие около 1000 школьников 9 и 12 лет из 10 общеобразовательных финских школ. Результаты исследования недавно опубликованы в журнале «Music Education Research».

«Хоровое пение и игра в ансамбле наиболее популярны у тех, кто занимается музыкой по углубленной программе. Такая совместная деятельность как пение, сплачивает людей, демонстрирует их принадлежность к одной группе и может повлиять на отношение к другим участникам больше, чем совместное изучение других предметов» - считает Пайви-Сиско Эрола, руководитель исследования  из университета Ювяскюля, Финляндия.

Но учителя музыки заметили благотворное влияние своего предмета на поведение учеников раньше ученых. Согласно опросам, девочкам в школе нравится больше чем мальчикам, но в  исследовании, проведенном в Финляндии, оказалось, что и мальчики, занимающиеся музыкой, более лояльно относятся к образовательному процессу в целом.  Три года назад преподаватель музыки одной из австралийских школ Стефани Маккой была удостоена высшей награды для учителей Зеленого континента — премии NeiTA за то, что за 10 лет работы ей удалось существенно снизить уровень напряженности среди подростков-юношей благодаря музыке. За эти годы ее ученики создали 23 музыкальных коллектива, 300 человек прошли через школьный хор. Один из секретов Маккой — она привлекает к работе выпускников школы, ведь подростки восприимчивы к тем, что чуть старше их и на кого они хотели бы равняться.

Кстати, в начале этого года в российском правительстве хоровое пение обсуждалось на самом высоком уровне. Минкультуры и Минобразования к началу следующего года должны разработать программы по введению в школах уроков хорового пения.  

В последнее время много исследований посвящено тому, как музыка влияет на разные аспекты жизни людей. Совсем недавно были опубликованы результаты исследований шведских нейрофизиологов из Гетеборгского университета. Они показали, что хоровое пение синхронизирует физиологические процессы у  участников: управляемые дыханием сокращения сердца у хористов ускоряются и замедляются синхронно. Благодаря контролю дыхания пение может действовать на человека как упражнения йоги, а вибрации, возникающие при пении, положительным образом влияют на внутренние органы. В ряде  восточных практик используется так называемая звукотерапия — при некоторых заболеваниях рекомендуется пропевать определенные звуки. Да и в традиционной медицине некоторые специалисты рекомендуют астматикам и сердечникам пение как компонент терапии.

Оценивается влияние пения на здоровье в том числе и по уровню некоторых гормонов в крови — у тех, кто регулярно поет хором, снижается уровень кортизола, который еще называют гормоном стресса, и, напротив, повышается уровень эндорфина и окситоцина — гормонов радости.

Также есть данные о том, что пение в хоре снижает уровень заболевания респираторными заболеваниями, а для любого детского коллектива это постоянная угроза — стоит одному ребенку заболеть и кто-то обязательно подхватит вирус. И тут опять же дело в дыхании и в том, что совместное пение снижает уровень напряжения в коллективе, избавляет от стресса, который ослабляет в том числе и нашу иммунную систему.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее