Климат: решения приняты, но согласия нет
Главным итогом закончившихся в Варшаве на прошлой неделе климатических переговоров ООН стало создание механизма по ущербу и убыткам (loss and damage), который станет элементом системы по адаптации к изменениям климата.
Решение было принято уже после официальной даты завершения переговоров — двух недель работы делегатам не хватило, чтобы прийти к общему мнению хотя бы по ряду вопросов. Но пока что принято лишь принципиальное решение о создании такой структуры, а первое заседание исполнительного комитета Варшавского механизма состоится в следующем году.
Согласно документу, новая структура будет осуществлять взаимодействие различных международных организаций по вопросам ущерба и убытков от последствий изменения климата, а также содействовать финансовой поддержке развивающихся стран в вопросах адаптации к новым условиям. Под ущербом и убытками подразумеваются необратимые изменения, которые несут прежде всего развивающиеся и островные государства, находящиеся в регионах, подверженных климатическим катаклизмам. Финансовой поддержки механизм пока не приобрел, буксует и наполнение Зеленого фонда, который к 2020 году должен иметь 100 млрд долларов — эти средства должны пойти на снижение уровня выбросов парниковых газов и адаптацию к изменениям климата в развивающихся странах.
Другим важным результатом переговоров стало выделение 280 млн долларов программе противодействия вырубке тропических лесов REDD+. Эти средства, выделенные США, Норвегией и Великобританией, предназначены для проектов, цель которых — сохранение в первую очередь тропических лесов Южной и Центральной Америк. Это обнадеживает и спецпредставителя президента РФ по вопросам климата Александра Бедрицкого, который считает, что дело дойти может и до наших лесов, которые на самом деле выполняют ту же функцию, что и амазонские джунгли.
Присоединившийся к участникам переговоров госсекретарь США Джон Керри заявил, что это инструмент, который поможет обеспечить более безопасное будущее всей планеты в целом. Директор WWF по вопросам политики Жозефина Брана Варела отметила, что такой жест является прекрасным примером того, как страны могут кооперироваться для решения действительно важных вопросов, но все-таки этой суммы чрезвычайно мало и речь должна идти о десятках миллиардов долларов.
Получил 100 млн долларов от Швейцарии и Германии Адаптационный фонд. Деньги пойдут на реализацию уже утвержденных проектов по адаптации к изменениям климата, и здесь ожидается, что в ближайшее время очередь дойдет до Узбекистана (он в очереди четвертый).
Но все это на самом деле вопросы второго порядка. По словам руководителя программы «Климат и энергетика» WWF Россия Алексея Кокорина, текущая климатическая политика провальна в том числе потому, что ориентируется на национальные программы, а нужно, чтобы целью были конкретные проекты, которые могли бы привлекать людей и средства из различных источников и решать небольшие локальные проблемы. А неуспех варшавских переговоров можно объяснить тем, что здесь больше уделяли внимание второстепенным проблемам, в то время как проработка нового соглашения по выбросам требует договоренности на более высоком уровне.
За несколько дней до принятия итоговых решений в знак протеста против буксующих переговоров около 800 наблюдателей из некоммерческих организаций с наклейками «Загрязнители говорят, мы идем» покинули переговоры. Это случилось впервые за 19 лет. Разочарование экологов можно понять — они рассчитывали на большую ясность в ходе переговоров, ведь до 2015 года, когда в Париже должен быть принят новый документ, который придет на смену Киотскому протоколу, остается все меньше и меньше времени. Уже сейчас эксперты бояться «повторения Копенгагена», где в 2009 году должно было быть принято пост-киотское соглашение. При этом наблюдатели не собираются бойкотировать последующие переговоры по климату и рассчитывают на более конструктивную работу в Лиме (Перу) в 2014 году, где пройдет COP20.
Тем временем переговоры о климатическом урегулировании скоро выйдут на самый высокий уровень. Как заявил в интервью «РИА новости» Александр Бедрицкий, на заседании Большой восьмерки, которое состоится в следующем году под председательством России, вопросы климата будут обсуждаться наравне с другими темами. Именно на эти страны приходится значительная часть выбросов парниковых газов, а их последствия ощущаются на всей планете. Но в любом случае климатическое урегулирование буксует — слишком много заинтересованных сторон, слишком много факторов, которые стоит учитывать и слишком много политики.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая на пресс-конференции на COP19, расширил границы ответственности до Большой двадцатки. «Нужно, чтобы развитые страны возглавили кампанию по борьбе с изменением климата, а страны Большой двадцатки и особенно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) должны стать примером такого лидерства», — сказал Пан Ги Мун. В сентябре следующего года генеральный секретарь ООН намерен созвать на климатический саммит лидеров государств, а также обсудить возможность создания безуглеродной экономики уже к 2050 году.
Читатель может подумать, что такие огромные суммы денег и время руководителей высокого ранга можно было бы потратить на что-то более существенное. Но что может быть важнее нашего здоровья, нашей экономической стабильности, сохранения мест, где мы живем? Именно это скрывается за политическими решениями и цифрами со множеством нулей.
Фото автора