Климат и погода - вечная тема для разговора
Санкт-Петербург стал первым российским регионом, где начата работа по формированию климатической стратегии. Цель этих мер — минимизация негативных рисков и использование потенциальных возможностей изменения климата для устойчивого социально-экономического роста города.
С точки зрения климатологии современный мегаполис — очень уязвимая структура. Скопление людей, транспорта, промышленных предприятий — все это становится отягчающими обстоятельствами в случае даже не слишком серьезных природных катаклизмов, ведь сильный снегопад или небольшое наводнение сказывается сразу на огромном числе людей. Можно спорить о том, глобальное похолодание или потепление ждет нас в ближайшие десятилетия, и кто или что в ответе за те изменениях климата, которые происходят уже сейчас, — человек или естественные колебания различных атмосферных и геологических процессов, но статистика неумолима: число экстремальных природных явлений — ураганов, наводнений, резких колебаний температуры растет с каждым годом. И большим городам все сложнее быть все время начеку, ведь неизвестно, что будет следующим.
В нашей стране климат слишком долго интересовал лишь ученых. В тексте принятой в 2009 году Климатической доктрины России говорится: «Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации». Но пока это лишь слова.
Речь о том, что уже сделано и что планируется, шла на семинаре «Адаптация городской среды к последствиям климатических изменений», который состоялся в Российско-финском центре повышения квалификации в области охраны окружающей среды. Начальник отдела государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Дмитрий Франк-Каменецкий отметил, что Правительство Санкт-Петербурга утвердило экологическую политику города до 2030 года. Этот документ впервые содержит такие вопросы, как определение факторов климатических изменений и адаптация городской среды к изменениям климата, и в целом это проект, направленный на консолидацию усилий органов власти, бизнеса и общественности.
Адаптация городской среды к негативным последствиям климатических изменений на самом деле касается абсолютно всех, ведь речь идет о наших домах, о местах которые нам дороги и о нашем здоровье. В каждом регионе свои климатические особенности, в зависимости от географического расположения. Стоящий на берегу моря и на границе двух геологических платформ (Балтийский щит и Русская платформа) Санкт-Петербург постоянно испытывает на себе не только антропогенное влияние, но и вынужден противостоять естественным процессам.
Основные трудности при принятии решений в связи с изменениями климата, по словам начальника отдела предпроектного анализа НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга Артема Павловского связаны с тем, что лица, принимающие решения имеют дело с неопределенностью полномочий, неопределенностью климатических факторов, слишком долгосрочными процессами и необходимостью действовать в межотраслевом пространстве. С этими проблемами сталкиваются во всем мире, но тем не менее наши европейские соседи делают определенные успехи по адаптации и на уровне государственной политики, и на местах, так как основная нагрузка ложится все-таки на муниципалитеты. Не только приморские регионы, такие как Прибалтика и Скандинавия, страдают от наводнений, береговой эрозии и подъема уровня моря. Летом 2013 года центральная Европа пережила сильнейшее наводнение — Чехия, Австрия, Венгрия, Германия оказались затопленными из-за проливных дождей.
Экономика, общественная жизнь, жилищно-коммунальное хозяйство северной столицы испытывают существенные трудности из-за долгосрочных климатических изменений и экстремальных природных явлений. Эрозия берегов Финского залива в некоторых местах может доходить до 2 метров за год! Если не принимать меры, останавливающие наступление моря на сушу, то уже через несколько десятков лет Петербург и область могут потерять значительные площади прибрежных территорий, где проложены дороги и живут люди. Так что времени для принятия решений остается все меньше.
По данным экспертов, за последнее время Петербург потеплел сильнее, чем соседние Хельсинки и Таллин, и процесс этот продолжается (сейчас среднегодовая температура воздуха в северной столице порядка 6 градусов Цельсия, а к концу века может повыситься до 9–10 градусов). Вместе с этим растет среднегодовой уровень осадков — от 648 мм до 766 мм в год, а уровень Финского залива в 2100 году может подняться на 0,11–0,12 м.
Специалисты, занимающиеся медицинской климатологией, призывают опасаться других цифр: резких скачков среднесуточной температуры и атмосферного давления (более 6 градусов Цельсия и более 10 гПа соответственно). Чаще всего такие скачки приходятся на май и ноябрь-декабрь. В это время учащаются обращения за медицинской помощью от людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. В летний же период попадание в больницу по любому поводу может быть чревато серьезными осложнениями из-за банального отсутствия кондиционеров – ведь времена, когда северное лето было карикатурой южных зим, прошли.
Однако на сегодняшний день власти города не учитывают здравоохранение как необходимую составную часть климатической стратегии. По словам доцента кафедры климатологии и мониторинга окружающей среды СПбГУ Татьяны Осиповой метеорологические факторы для жителей Петербурга, а особенно приезжих из других регионов, стали очень сильными стрессорами. Повышенная влажность, перепады температуры, дефицит освещенности и ультрафиолетовых лучей, сильный ветер — ко всему этому не так просто адаптироваться. А состояние здоровья напрямую влияет на работоспособность, так что и наша экономика во многом зависит от нашего самочувствия.
В каждом регионе свои проблемы, связанные с изменением климата. Общее место одно — они есть везде. Паводки, землетрясения, оползни, ураганы, распространяющиеся на новые территории распространители опасных заболеваний, социально-экономические последствия вплоть до вооруженных конфликтов— практически вся наша жизнь так или иначе зависит от погоды. Как говорил американский юморист Фрэнк Хаббард, если бы погода не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора. Пора переходить от слов к делу уже пришла.