Новый источник метана

Живые растения производят не только кислород и углекислый газ, но и метан.

Столь поразительное открытие сделали ученые из Института ядерной физики Макса Планка (Гейдельберг, Германия), тщательно проанализировав состав газов, выделяемых растениями. Метан, как и углекислый газ, относится к так называемым парниковым газам, влияющим на способность атмосферы сохранять тепло. До сих пор считалось, что биогенный метан производят микроорганизмы, причем в анаэробных условиях, то есть при ограниченном доступе кислорода. К основным источникам биогенного метана относят болота, рисовые поля, свалки бытовых отходов, где живут такие микроорганизмы. Как предполагалось, они дают две трети от 600 миллионов тонн метана, производимого ежегодно на планете.

Чтобы получить несомненные доказательства производства метана растениями, немецкие исследователи использовали изотопный метод. Они проводили эксперименты с райграссом и кукурузой и показали, что живые растения выделяют метан в нормальных условиях в присутствии кислорода, причем в 10-1000 раз больше, чем мертвые растительные остатки.
Продукция метана резко возрастает под действием солнечного света, механизм его образования в живых растениях науке пока не известен.
По предварительным оценкам ежегодная продукция метана растениями может составлять от 60 до 240 миллионов тонн, то есть 10-30 % от общего количества. Больше всего метана производится в тропиках, где сконцентрирована основная биомасса планеты. Это объясняет неожиданно высокие концентрации метана, недавно зарегистрированные над тропическими лесами с помощью спутника исследователями из Гейдельбергского университета.

Очевидно, это открытие требует новых исследований биохимии растений, да и климатологам тоже есть о чем задуматься. Теперь им придется пересмотреть баланс парниковых газов и их роль в процессе глобального потепления.

Автор: Елена Лозовская