Кости первого короля Англии: предположения и сомнения

Британские археологи полагают, что им удалось найти кости короля Альфреда Великого (840–899 гг.).

Фрагмент тазовой кости, найденной в английском Уинчестере в 1999 году, возможно, принадлежит королю Альфреду Великому (840-899 гг.) или его сыновьям. Как передает «Би-би-си», такое предположение высказала группа исследователей из Университета Уинчестера.

Памятник Альфреду Великому в Уинчестере. Фото пользователя Odejea c сайта wikimedia.org.
Серебряная монета Альфреда Великого. Фото пользователя Saforrest с сайта wikimedia.org.

Фрагмент тазовой кости был найден при раскопках в аббатстве Хайд. Сразу после раскопок эти останки не исследовались специально, так как не было финансирования. Кроме того, другие кости, обнаруженные при раскопках, были датированы XVII–XVIII веками и, казалось, не представляли интереса.

Более 10 лет кости хранились в городском музее Уинчестера до тех пор, пока снова не привлекли внимание исследователей. Широкий общественный резонанс, вызванный идентификацией останков короля Ричарда III, обнаруженных в 2012 году при раскопках на парковке в Лестере, заставил  ученых опасаться за сохранность других захоронений, в частности, безымянной могилы в церкви святого Варфоломея. Предполагалось, что там мог быть захоронен Альфред Великий. Останки из этой могилы были эксгумированы, однако радиоуглеродный анализ показал сравнительно позднюю дату – XIV век.

После этого исследователи обратили внимание на кости из раскопок в аббатстве Хайд. Письменные источники говорят о том в начале XII века останки короля Альфреда, его супруги и сына Эдварда Старшего были перезахоронены здесь. Об обнаружении королевских могил местные антиквары объявляли в XVI и XIX веках. В 1999 году здесь были проведены научные раскопки. Археологи обнаружили остатки трех ранних ям (возможно, могильных) и следы поздних перекопов – результаты поисков.

Анализ фрагмента тазовой кости из раскопок в аббатстве Хайд, показал, что он датируется 895-1017 годами. Кость, вероятно, принадлежала мужчине в возрасте 26-45 лет.

Установленный промежуток времени примерно соответствует времени смерти двух королей – Альфреда Великого и его сына Эдуарда Старшего, отмечает руководитель исследований, доктор Кэти Такер (Katie Tucker). Кроме того, по её мнению, фрагмент кости мог также принадлежать другому сыну короля Альфреда —  Этельварду. Доктор Такер также отмечает, что на территории аббатства не было англо-саксонского кладбища, а значит, останки, вероятней всего, принадлежат членам королевской семьи Западного Уэссекса.

Предположение доктора Такер будет очень сложно доказать, считает Ричард Бакли, ведущий археолог университета Лестера, который занимался идентификацией останков Ричарда III. По словам Бакли, подлинность останков Ричарда III удалось доказать благодаря большому числу свидетельств. В частности, исследователи знали из письменных источников, что король погиб насильственной смертью, и соответствующие повреждения были обнаружены на костях. Кроме того, личность погребенного помог установить анализ ДНК.

Доктор Такер говорит, что из тазовой кости можно извлечь ДНК, но её не с чем сравнить. Исследователи пытались получить образец ДНК внучки Альфреда, погребенной в Германии, но оказалось, что её могила сохранилась плохо.

Альфред Великий (849-899/901 гг.; годы правления: 871- 899/901 гг.) – король англо-саксонского королевства Уэссекс, первый монарх, называвший себя «королем Англии». Альфред Великий заложил основы феодального строя, произвел кодификацию права, реформу управления, армии, создал флот, успешно боролся с норманнами, активно занимался просвещением, отправлял экспедиции в Белое море и Финский залив.

По материалам BBC