№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Древних карфагенян снова обвинили в детоубийстве

Археологи вернулись к дискуссии о принесении в жертву детей в Карфагене.

Жители древнего Карфагена убивали своих собственных детей, хоронили их с жертвенными животными и ритуальными надписями на специальных кладбищах, благодаря богов за благосклонность. Об этом пишет The Guardian со ссылкой на новое исследование, опубликованное в журнале Antiquity.

«Тофет» на окраине Карфагена, перекрытый аркой римского времени. Фото Patrick GIRAUD с сайта Wikimedia.

О том, что карфагеняне приносили в жертву своих детей, писали греческие и римские авторы. Но долгое время исследователи считали эти сообщения пропагандистскими, призванными очернить жителей Карфагена. Споры об этом ритуале вспыхнули с новой силой в начале XX века, когда на окраине Карфагена был открыт некрополь («тофет»), содержащие исключительно детские захоронения по обряду кремации. Кости находились в специальных урнах, а могилы перекрывали камни с надписями. В этих надписях карфагеняне благодарили богов за благосклонность. Такие же кладбища позже были найдены и на Сицилии, и на Сардинии.

Одни ученые увидели в этих надписях неопровержимое доказательство того, что принесение детей в жертву имело место. Другие говорили, что надписи — всего лишь ритуал, дань уважения к богам и рано ушедшим детям.

В 2010 году группа исследователей опубликовала статью, в которой говорилось, что кремированные остатки не являются жертвоприношением: дети умерли по естественным причинам, а многие из них погибли еще до рождения или через короткое время после появления на свет.

В новом исследовании акцент делается на археологических свидетельствах. Одна из авторов статьи — Жозефина Куинн (Josephine Quinn) из Оксфордского университета. Она считает, что археологические, эпиграфические и письменные свидетельства неоспоримы: «Они (карфагеняне — Ред.) убивали своих детей и, судя по данным надписей, не только как жертвы в обмен на будущую благосклонность богов, но и в благодарность за покровительство в прошлом».

По мнению Куинн, надписи недвусмысленны: оставившие их люди объясняли свои действия тем, что боги услышали их голос и благословили. Исследователь подчеркивает, что младенцы не могли умирать по естественным причинам как раз в тот момент, когда их родителям нужно было поблагодарить богов.

Кроме того, животные, похороненные на этих кладбищах, которые были безусловно жертвами, погребены точно таким же способом, как и дети, а иногда и в тех же самых урнах. Куинн отмечает, что принесение детей в жертву не было обыденным явлением в Карфагене и могло восприниматься как действие, совершенное во благо всего города. По её мнению, в течение года в городе, насчитывавшем около 500 тысяч жителей, приносили в жертву около 25 детей.

В том же выпуске Antiquity, где опубликована статья Куинн и ее коллег из Италии и Голландии, напечатана и другая статья о детских жертвоприношениях в Карфагене. Её авторы пересматривают результаты работы коллег четырехлетней давности, в которой с карфагенян «снимали обвинения» в детоубийстве. В новой статье говорится, что кремированные останки были проанализированы неверно, а число детей, умерших до рождения и кремированных в Карфагене, сильно преувеличено.

The Guardian, Antiquity, Plos (2010 год).

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее