№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Новый ионный двигатель для космических аппаратов

Европейское космическое агентство и Австралийский национальный университет успешно испытали новую конструкцию ионного двигателя для космических аппаратов.

Ионные двигатели производят тягу, разгоняя пучок положительно заряженных ионов электрическим полем. Двигатели такого типа уже использовались на космическом аппарате SMART-1, запущенном к Луне в 2003 году. Новый двигатель, названный Dual-Stage 4-Grid (DS4G), был разработан в кратчайшие сроки – всего за четыре месяца – и работает в десять раз эффективнее, чем прежний. Роджер Уолкер (Roger Walker) из Европейского космического агентства утверждает, что, используя то же количество топлива, что и SMART-1, космический аппарат с двигателем новой конструкции сможет не только достичь Луны, но и выйти за пределы Солнечной системы.

Традиционный ионный двигатель имеет три сетки, на которые подается высокое напряжение, причем первая сетка обеспечивает и выход ионов, и их разгон. Из-за этого часть ионов «врезаются» во вторую сетку, повреждая ее. В новом двигателе использованы четыре сетки, сгруппированные попарно: первые две обеспечивают эффективный выход ионов из топливной камеры, а две другие – ускоряют пучок. В результате такого двухстадийного процесса и обеспечивается высокая эффективность двигателя.

По мнению профессора Московского авиационного института Владимира Кима, использование 4-х сеток в ионном двигателе действительно может давать увеличение его эффективности, а также долговечности за счет уменьшения износа сеток, хотя и утяжеляет конструкцию. Однако утверждение представителя Европейского космического агентства относительно возможности выхода космического аппарата с таким двигателем из Солнечной системы он назвал чисто рекламным ходом.
- До сих пор Европейское космическое агентство провело всего два-три летных эксперимента с космическими аппаратами с ионными двигателями. С точки зрения практического применения ионных двигателей в космических аппаратах гораздо дальше европейцев продвинулись американцы, - пояснил он корреспонденту «Науки и жизни».

Автор: По материалам http://www.esa.int


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее