Творческий союз человека с обезьяной
Совместное творчество сближает не только людей, но и обезьяну с человеком.
Рисование давно включено в практику содержания человекообразных обезьян в неволе, которое в немалой степени скрашивает их жизнь. Ученые из Московского зоопарка и Психологического факультета МГУ разработали оригинальную методику обучения орангутангов рисованию. Уникальность методики заключается в «групповом», а точнее в «парном» обучении этих человекообразных. Обычно обезьян обучают рисованию индивидуально, причем, предполагается, что обучающий свободно входит в клетку к животному.
В Московском зоопарке обучаемых орангутангов держали в клетке парами (мать-дочь, самец и самка), и работали с ними только через решетку клетки. Для рисования орангутангам давали цветные мелки и листы твердой бумаги. Сначала тренер просто показывал обезьянам, как он сам рисует мелком на бумаге, затем передавал их животным, которые на первом этапе лишь изучали их. Затем обезьян стали приучать возвращать и бумагу, и мел. Обезьяна получала каждый раз вознаграждение за любое их возвращение в виде кусочка грецкого ореха или сухофруктов, даже если не рисовала. Правда, в последнем случае вознаграждение было более скромным – например, семечками подсолнуха.
Интересно, что в обеих парах рисовали лишь взрослые самки. Самец, обследовав мелки и бумагу, потерял к ним интерес, но не отходил от решетки, пока рисовала самка. В паре самка-детеныш мамаша не допускала малыша к рисованию, отбирая у него орудия труда. Если же детеныш получал мелок, он чиркал им о стены, пол, решетку и.т.д., но интерес к творческой деятельности угасал у него через 20-40 секунд.
Однако в целом все животные проявляли большой интерес к занятиям рисованием, прерывали свои занятия при появлении тренера и спешили к нему. Причем свое дружелюбное отношение к тренеру орангутанги демонстрировали и после прекращения занятий, а сам навык рисования, как оказалось, сохранился без изменений и после четырехмесячного перерыва.
Исследователи, проводившие эксперимент в течение полугода, пришли к выводу, что рисование помогает устанавливать положительные и конструктивные отношения с человекообразными обезьянами, основанные на сотрудничестве, и его стоит использовать для «психологического обогащения» их содержания в зоопарках. Сама же методика совсем несложна и может применяться практически в любых условиях содержания животных.