Американские неврологи обнаружили взаимосвязь между уровнем образования пациентов с травмами мозга и их способностью к восстановлению здоровья.
Считается, что образование повышает когнитивный резерв организма, то есть способность мозга выполнять основные функции, несмотря на повреждения. Это наблюдается, например, при болезни Альцгеймера, симптомы которой проявляются в меньшей степени у людей с более высоким уровнем образования при одинаковой степени поражения мозга.
Специалисты Медицинской школы им. Дж. Хопкинса в Балтиморе, США, решили выяснить, с чем связаны вариации в степени восстановления мозговых функций после травм головы. Доктор Эрик Шнайдер (Eric B. Schneider) и его коллеги пришли к выводу, что образование – важный фактор, способствующий реабилитации после травм. Они обследовали пациентов с травмами мозга, в основном полученными в дорожно-транспортных происшествиях или при падении. Всего в исследовании участвовали 769 пациентов в возрасте 23 года и старше, которые находились под наблюдением врача по крайней мере в течение года после травмы.
Пациентов разделили на группы по уровню образования. Не имели среднего образования 185 человек (24%); 390 человек (51%) отдали учебе от 12 до 15 лет, то есть окончили среднюю школу и получили какое-то дополнительное образование, например, в колледже; 194 человека (25%) имели как минимум незаконченное высшее образование, то есть посвятили учебе более 16 лет.
Через год после травмы 219 пациентов (28%) восстановили здоровье и смогли вернуться к работе или учебе. Только 23 человека среди них не имели даже среднего образования, зато 76 человек имели как минимум диплом бакалавра. Как отмечает доктор Шнайдер, у пациентов с образованием, эквивалентным степени бакалавра, шансы полностью восстановиться после травмы в семь раз выше, чем у тех, кто не закончил среднюю школу.
Вопрос о том, как образование способствует защите мозга от повреждений, требует дальнейшего изучения, считают авторы исследования, опубликованного в журнале
Neurology.