Языковая левополушарность не зависит от праворукости
Языковая асимметрия коры головного мозга не связана с тем, правой или левой рукой мы предпочитаем действовать.
Человек – единственный вид, который резко неодинаково владеет левой и правой руками: по статистике, 90% – правши. Предпочтение правой руки (или лапы) демонстрируют также и другие животные, от приматов до кенгуру, но всё же, как считается, сильное доминирование праворукости в популяции – чисто человеческая черта. Если проследить за активностью мозга, то мы увидим, что у правшей чаще всего активируется левое полушарие, а у левшей – правое, поскольку в мозге нервные пути идут крест-накрест.
С другой стороны, языковая функция мозга тоже часто тяготеет к тому или иному полушарию – соответствующие нейронные сети активируются у разных людей преимущественно либо слева, либо справа. Также известно, что 90% людей обладают левополушарной языковой активностью, которая совпадает с праворукостью. Следует ли отсюда, что у левшей языковые способности будут «прятаться» в правом полушарии мозга? И вообще, можно ли говорить, что право- или леворукость совпадают с языковыми способностями в смысле их распределения в коре полушарий? Почти все исследования на эту тему проводились с правшами, поэтому нейробиологи из французского Национального центра научных исследований решили сосредоточиться на левшах. Для участия в эксперименте пригласили около трёхсот добровольцев, примерно половина из которых были левшами. Сам эксперимент заключался в том, что человек выполнял какой-то лингвистический тест, а за его мозгом наблюдали с помощью фМРТ.
Как пишут авторы работы в статье в PLOS One, типичная языковая левополушарность была у 88% правшей и 78% левшей. Равномерное распределение языковой активности между полушариями наблюдали у 12% правшей и 15% левшей. Наконец, явную правополушарную активность языковых центров нашли только у 7% левшей. Статистическая обработка результатов показала, что соответствия между право- и леворукостью и языковой право- и левополушарностью у подавляющего большинства нет. Лишь для 1% левшей можно сделать вывод, что лингвистические центры у них более активны в коре правого полушария.
Отсюда вовсе не следует, что относительно языковой функции в мозге нет никакой асимметрии. Она есть, но только она, получается, не зависит от асимметрии другого вида, связанной с движениями рук. То есть мы не можем по полушарному «перекосу» в одной когнитивной способности сделать предсказание относительно такого же «перекоса» для другой способности. Возможно, что есть какие-то мозговые функции действительно «ходят вместе», предпочитая одинаковые полушария, однако заранее, без специальных исследований, об этом лучше не судить.