№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Когда «плохой» жир оказывается «хорошим»

Тяжёлые заболевания часто вызывают у больных крайнюю степень истощения, и спасти от этого может только увеличение в организме количества белого жира – того самого, который накапливается при ожирении.

Клетки бурого жира (слева) и белого жира (справа). (Фото Dr. Fred Hossler / Visuals Unlimited / Corbis).

В нашем организме есть два вида жира, белый и бурый. Белый – «плохой», именно он портит фигуру, накапливаясь на линии пояса и на ягодицах, и он же провоцирует метаболические изменения, которые приводят к болезням, обычно сопровождающим ожирение. Бурый жир, наоборот, «хороший», его клетки не накапливают жировые вещества, а активно сжигают, причём энергия тут уходит в тепло, в обогрев организма – бурый жир играет важную роль в терморегуляции.


Соотношение белого и бурого жира в теле может меняться, но как и при каких условиях количество бурого жира начинает расти, исследователи до конца ещё не знают. Над этим работают множество научных групп – ведь если мы научимся по нашему желанию активировать бурый жир, то во многом решим проблему избыточного веса и ожирения. Но можно ли представить ситуацию, когда наоборот в организме нужно ограничить активность бурого жира, превратив его в белый?

Необходимость простимулировать белый жир возникает при кахексии – крайней степени истощения, развивающаяся при ряде инфекционных (вроде СПИД'а) и неинфекционных болезнях (таких, как рак или застойная сердечная недостаточность). При кахексии человек сильно теряет в весе, у него резко меняется физиологическое и психологическое состояние. Недооценивать её невозможно – около половины онкобольных получают кахексию в виде осложнения к собственному злокачественному заболеванию, после чего интенсивная терапия становится попросту невозможной. Из-за чего именно она возникает, пока что до конца непонятно, однако известно, что развитие кахексии связано с активностью бурого жира.

Эрвин Вагнер (Erwin Wagner) и его коллеги из Национального исследовательского онкологического центра в Испании проанализировали изменения в метаболизме у мышей с собственными злокачественными опухолями и с опухолями, пересаженными от человека. Исследователи особое внимание обращали именно на жировой обмен, и оказалось, что во всех случаях «побурение» жира вело к кахексии. Расход же энергии мешал бороться собственно с болезнью, так что в результате пертурбации жирового метаболизма лишь усугубляли последствия опухоли.

Известно, что рак часто сопровождается общим воспалением. Оказалось, что один из воспалительных сигналов, иммунный белок интерлейкин-6, напрямую связан с перерождением белого жира в бурый. Кроме того, авторам работы удалось показать, что противовоспалительные лекарства предотвращают превращение жировых клеток из одного вида в другой и тем самым препятствуют развитию кахексии. Результаты экспериментов опубликованы в журнале Cell Metabolism, коротко о работе пишет ScienceNOW.


Необходимо заметить, что совсем недавно к похожему выводу пришли американские исследователи из Онкологического института Даны – Фарбер, статья которых вышла Nature в мае. Они использовали другие модели раковой кахексии, пытаясь найти сопутствующие ей молекулярно-генетические изменения в клетках опухоли, и в итоге вышли на белок PTHrP (parathyroid-hormone-related protein – белок, родственный паратиреоидному гормону). По действию он похож на сам паратиреоидный гормон, который, среди прочего, отвечает за обмен кальция и энергетический метаболизм клеток костной ткани. Если PTHrP белок выключали, кахексия ослабевала, но не останавливалась окончательно, и сами авторы работы предполагают, что тут есть и другие молекулярные игроки – например, вышеупомянутый интерлейкин-6.

В перспективе, если удастся до конца понять, какие молекулы запускают кахексию, этот процесс можно будет полностью останавливать и обращать вспять. Белые жировые клетки обеспечивает достаточную энергетическую «подушку» во время борьбы с инфекцией или опухолью, так что сбережение и накопление жира становится одной из важнейших практических задач в клинической медицине.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее