Миссия «Розетта»: определены дата и время посадки на ядро кометы

Все ближе очередной и весьма ответственный этап всей миссии ESA «Розетта»: спуск и посадка научного модуля «Philae» на ядро кометы Чурюмова-Герасименко.

В середине сентября специалисты Европейского космического агентства выбрали предполагаемое место посадки «Philae» (Фила) на поверхность кометы. Теперь определена и временная «привязка» траектории посадки 100 килограммового научного модуля к конкретным участкам на поверхности кометы. Сама мягкая посадка отделяемого модуля намечена на 12 ноября 2014 года.

Основное место «J» посадки на поверхности кометы для модуля «Philae».
Резервное место посадки «C».
Группа областей на поверхности кометы Чурюмова-Герасименко, используемых для анализа условий посадки научного модуля.
Цветовая реконструкция одного из участков поверхности кометы. В среднем поверхность кометы отражает около 4% падающего солнечного света.
КА Розетта и модуль «Philae» на поверхности кометы (в представлении художника).http://www.journaldelascience.fr/espace/articles/sonde-rosetta-sort-aujourdhui-sommeil-3413

В настоящее время в качестве основной площадки «приземления» определена посадочная площадка «J», расположенная на меньшей части сдвоенного ядра кометы.
Другая площадка – резервное место посадки «C» – расположена на большей части ядра кометы. Места для посадки научного модуля были выбраны после тщательного анализа всех возможных вариантов мягкого «приземления».

Место посадки «J» для модуля было выбрано практически единодушно, так как эта площадка размером около 1 кв. км наиболее ровная, она имеет небольшие уклоны поверхности (менее 30 град), на ней относительно немного валунов. Кроме того, эта местность регулярно получает достаточное количество солнечного света, что обеспечивает необходимую подзарядку солнечных батарей модуля на протяжении длительного пребывания (около1 года) модуля на поверхности кометы.

После выбора площадок и проведения тщательного траекторного анализа участков посадки, разработчики подготовили сценарии вариантов мягкого «приземления» посадочного модуля на участки «J» и«C». Оба варианта, как основной, так и резервный, специалисты-баллистики ESA «привязали» к выбранной дате посадки.

По основному варианту посадки модуль «Фила» будет отделен от орбитального аппарата «Розетта» в 9 ч. 35 мин CET (Центрально-европейское время) на расстоянии 22,5 км от центра кометы и начнет баллистический спуск на участок «J» поверхности кометы, который займет около 7 часов. С учетом времени прохождения сигнала от кометы до Земли
(28 мин. 20 с) примерно в 17ч 00 мин CET о факте приземления станет известно на Земле.

Если же по каким-либо причинам будет принято решение о проведении посадки по запасному варианту на площадку С, то разделение аппарата «Розетта» и научного модуля «Фила» произойдет в 14ч 04 мин CET на расстоянии 12,5 км от центра кометы, а само «приземление» состоится после 4-х часового баллистического спуска. Подтверждающий сигнал на Земле будет получен примерно в 18 ч 30 мин CET 12 ноября 2014 года.

Окончательное утверждение дат и сценариев «приземления» произойдет по результатам намеченного на 14 октября совещания специалистов ESA, на котором будут рассмотрены все стороны реализации сценариев посадки на ядро кометы.

После проведения посадки модуля «Philae» орбитальный аппарат «Розетта» продолжит дистанционные исследования кометы, находясь на близкой орбите сопровождения. Эти исследования будут дополнены непосредственными измерениями научных приборов, находящихся на борту «Филы».
Планируется, что исследовательская часть миссии близкого изучения кометы Чурюмова-Герасименко продлится более 1 года. Все результаты исследований, измерений ядра кометы и ее окружения будут передаваться на Землю.

По материалам ESA