№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мужчины пьют, чтобы чаще улыбаться

Мужчины сильнее подвержены социализирующему действию алкоголя, чем женщины.

Не секрет, что алкоголь способствует общению, или, говоря более специальным языком, установлению и укреплению социальных связей внутри группы. Выпивка развязывает язык, прибавляет храбрости, когда хочется познакомиться – в общем, неудивительно, что даже деловые встречи, не говоря уже о дружеских посиделках, часто проходят под аккомпанемент чего-то более-менее алкогольного.

Мужчины сильнее, чем женщины, социализируются под действием алкоголя. (Фото Hiya Images / Corbis.)

С другой стороны, есть любопытная статистика, согласно которой мужчины склонны выпивать (и напиваться) на 50% чаще, чем женщины. Кроме того, по словам самих мужчин, большая часть их социальной жизни – знакомства встречи с друзьями, отдых и т. д. – сопровождается приёмом спиртного. Это навело психологов из Университета Питтсбурга (США) и Университета Осло (Норвегия) на мысль, что мужчины вообще более чувствительны к социализирующему эффекту алкоголя.

Чтобы проверить своё предположение, Кэтрин Фэйрбэрн (Catharine Fairbairn) и её коллеги поставили эксперимент, в котором можно было наблюдать непосредственные положительные эмоции, испытываемые человеком в окружении других людей. Искренность и силу эмоций оценивали по улыбкам, которыми участники эксперимента обменивались в компании – искренняя улыбка, или, как её ещё называют, улыбка Дюшенна, служит более надёжным индикатором, чем речь, так как на словах человек не обязательно будет искренен. (Название же её произошло от имени французского психолога Гийома Дюшенна, который различал улыбку стандартную, в которой участвуют только мышцы рта, и улыбку настоящую, искреннюю, в которой заняты ещё и мышцы вокруг глаз.) Улыбка Дюшенна часто используется как важная характеристика в психологических исследованиях, и для её формальной оценки существуют специально разработанные методы.


В эксперименте участвовали более семисот человек в возрасте от 21 до 28 лет. Их разбивали на три группы, в каждой из которых пили разное: в одной – настоящий алкоголь, в другой – безалкогольный напиток, наконец, в третьей – тоже безалкогольный, но выдаваемый психологами за алкогольный. (Исследователи делали так, чтобы плацебо выглядело и пахло, как алкогольный напиток, но содержало ничего такого.) В одном варианте опыта выпивку делили на определённые порции и просили участников эксперимента выпивать их по специальному расписанию, в другом же случае группам была предоставлена полная свобода насчёт того, как и когда пить. Общение за столом записывали на видео и потом анализировали поведение выпивающих.

Всякий, кто пробовал алкоголь в компании, мог чувствовать, как при этом хорошее настроение передаётся от одного к другому: стоит улыбнуться кому-то, как вслед за ним начнут улыбаться и другие. В статье в Clinical Psychological Science авторы работы как раз описывают пример такой заразительной улыбки, которая свидетельствовала об искренности эмоций. Улыбка означает хорошие эмоции и готовность разделить их с кем-то ещё, и если кто-то отвечает улыбкой на улыбку, это значит, что между ними образовалась положительная эмоциональная связь. И алкоголь как раз помогает настроиться, что называется, на чужую волну – в эксперименте чаще улыбались друг другу те, кто пил настоящий алкоголь. Но оказалось, что заразительная улыбка распространяется только в мужских компаниях, женщины же, несмотря на выпивку, улыбались «незаразительно».

Отсюда вовсе не следует, что мужчины «душевнее» женщин, скорее наоборот: ведь это сильному полу нужен алкогольный допинг, чтобы наладить общение. Такое свойство спиртного, кстати говоря, может быть одной из причин алкоголизма: стремясь к общению, мужчина будет выпивать чаще и больше, и, в конце концов, доведёт себя до алкогольной зависимости.

Стоит, однако, заметить, что описанные результаты в некотором смысле противоречат другим, опубликованным год назад в журнале Psychopharmacology исследовательской группой из Иллинойсского университета в Чикаго (США). Авторы той работы пришли к выводу, что алкоголь затрудняет интерпретацию мозгом социальных сигналов, разрушая информационную связь между эмоциональным центром мозга и теми его областями, которые отвечают за осознание и управление поведением. Проще говоря, заложив за воротник, человек становится весьма эмоционален, но при этом перестаёт понимать других, перестаёт отличать гнев от радости, а радость от печали.

Примерно о том же говорится в другой статье, выпущенной годом ранее в журнале Alcoholism: Clinical & Experimental Research году психологами из Католического университета Святого Сердца (Италия) и Брюссельского университета (Бельгия) – они пришли к выводу, что алкоголики не понимают иронии и не способны к эмпатии, то есть не понимают эмоциональное состояние собеседника.


Впрочем, возможно, что тут всё дело в дозе: дружеские посиделки, начавшись с пары стаканчиков и взаимных улыбок, могут закончиться обычной дракой, если друзья допьются до того, что перестанут понимать друг друга.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее