№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что делает с нашим мозгом вирус из водорослей

В отличие от многих других вирусов, перешедших к людям от животных, вирус ATCV-1 попал к нам от водорослей. Но пока что ни в чём серьёзном он замечен не был – если не считать лёгкого ослабления некоторых функций мозга.

Не стоит удивляться тому, что некоторые вирусы (например, вирус гриппа) могут переходить к человеку от животных – от свиней, обезьян, и т. д. В конце концов, и человек, и свинья относятся к млекопитающим, и общих черт у наших клеток более чем достаточно. Но вот кто действительно достоин удивления, так это вирус ATCV-1 (Acanthocystis turfacea Chlorella virus 1), который, как считается, пришёл к нам от пресноводных зелёных водорослей.

Вирус проникает в клетку зелёной водоросли. (Фото Worldofchemicals Media / Flickr.com.)
Зелёная водоросль Acanthocystis turfacea, давшая название вирусу ATCV-1. (Фото Proyecto Agua / Flickr.com.)

Обнаружили его в человеческом мозге ещё несколько лет назад, однако долго не могли решить, как он туда попал: то ли живого человека заразил, то ли проник уже после смерти. Но затем Роберт Йолкен (Robert H. Yolken) и его коллеги из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (США) выяснили, что ATCV-1 живёт в горле психиатрических больных. Исследователи искали патогены, которые могут влиять на развитие психоневрологических заболеваний, так что этот водорослевый вирус заподозрили в том, что он даёт толчок некоторым психическим аномалиям.

ATCV-1 можно найти не только у больных, но и у вполне здоровых людей. Однако, когда почти у сотни здоровых носителей вируса проверили когнитивные способности, то выяснилось, что у 43% из них есть небольшие отклонения в зрительных способностях – заражённые ATCV-1 на 10% хуже выполняли визуальные тесты. Кроме того, они не так долго, как незаражённые, могли удерживать на чём-то своё внимание. Стоит подчеркнуть, что речь не идёт о сильном расстройстве функций мозга, которые можно было бы квалифицировать как болезнь, но всё же отклонения от нормы были довольно значительным.

Но, может быть, отклонения возникли из-за каких-то других факторов, которые на 43% совпали с присутствием вируса? Чтобы проверить это, исследователи заразили ATCV-1 мышей (то, что заражение прошло успешно, проверяли по антителам против ATCV-1 – если антитела появились, значит, вирус в организме остался). В статье в Proceedings of the National Academy of Sciences авторы пишут, что мыши с вирусом дольше искали выход из лабиринта и тратили меньше времени на обследование нового объекта (что можно интерпретировать как неспособность удержать внимание). Одновременно у инфицированных животных нашли некоторые изменения в активности почти 1 300 генов в клетках гиппокампа, отвечающего за память и ориентацию в пространстве. Некоторые из генов контролировали иммунные процессы, от других же зависела реакция нейронов на нейромедиатор дофамин. Сам вирус в мозге не нашли, однако он мог бы влиять на работу мозга опосредованно, раздражая иммунитет.

Что до людей, то пока нельзя сказать, насколько изменения в когнитивных функциях сказываются в целом на поведении и психике человека. Кроме того, напомним, что более чем у половины участников эксперимента наличие вируса в организме никак не отражалось на работе мозга. Конечно, медицинские последствия от ATCV-1 ещё будут изучать, однако сейчас самый интересный вопрос – это как вирус, специализирующийся на водорослях, вдруг смог проникнуть в животную клетку?

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее