«Розетта» сообщает: объект 67P/C-G пылит и пахнет…
Выполняя облеты кометы Чурюмова-Герасименко и готовясь к посадке на ядро, космический аппарат «Розетта» проводит съемки и картографирование ее поверхности, а также дистанционные исследования.
Сейчас комета, которая по своей орбите приближается к Солнцу, показывает признаки постепенно нарастающего увеличения активности. Это видно и по снимкам, полученным с помощью бортовой системы обработки изображений OSIRIS (Optical, Spectroscopic, and Infrared Remote Imaging System).
Если на фотографиях, полученных еще несколько месяцев назад, были заметны относительно небольшие, локальные газопылевые выбросы в районе «шеи» двуглавой кометы, то теперь снимки OSIRIS показывают, что пыль выделяется на поверхности практически всего ядра кометы.
Выбранный для посадки научного модуля «Фила» участок «J» (площадка на меньшей части ядра кометы), остается пока местом относительно спокойным. Однако имеются признаки того, что новые очаги активности вскоре должны появиться примерно в 1 км от места будущей посадки. Это, как ожидается, позволит наблюдать и вести изучение сложных «кометных» процессов с более близкого расстояния.
Интересные результаты дистанционного исследования состава выбросов из ядра кометы с помощью двух бортовых масс-спектрометров ROSINA (Rosetta Orbiter Spectrometer for Ion and Neutral Analysis) представили недавно ученые Бернского университета (Швейцария).
Уже в начале августа (тогда Розетта находилась в 120 км от ядра кометы) датчики космического аппарата обнаружили в ее коме наличие углекислого и угарного газа.
В отчете от 11 сентября состав газов, обнаруженных спектрометрами ROSINA, расширился: вода, угарный газ (CO), углекислый газ (CO2), аммиак (NH3), метан (CH4), метанол (CH3OH).
Впоследствии, когда комета еще больше приблизилась к Солнцу, а космический аппарат – к комете, датчики аппарата, «вдыхая пары» 67P/C-G, обнаружили молекулы формальдегида (CH2O), сероводорода (H2S), водородного цианида (синильной кислоты) (HCN), диоксида серы (SO2), дисульфида углерода (CS2). Когда космический аппарарт приблизился на расстояние менее 10 километров от ядра кометы-цели, к этому ряду присоединился тяжелый изотоп серы 34S.
Комментируя полученные результаты, Кэтрин Алтвегг (Kathrin Altwegg), научный руководитель программы ROSINA, отметила: «Хотя комета сейчас находится довольно далеко от Солнца, смесь молекул, обнаруженных даже сейчас в коме кометы удивительно богата… Если бы мы захотели оценить в целом «запах кометы», то мы бы почувствовали довольно сильный запах сероводорода, аммиака, с примесью удушающего аромата формальдегида. К нему добавьте небольшие примеси аромата горького миндаля (HCN), легкое дуновение алкоголя (CH3OH), уксусный аромат диоксида серы (SO2) и нотку сладковатого аромата дисульфида углерода (CS2) – и вы получите представление о «парфюме» нашей кометы… Составленная смесь перечисленных запахов вряд ли будет привлекательной… Однако следует учитывать, что плотность этих молекул весьма низка, а главная часть комы состоит из воды и углекислого газа, смешанного с угарным газом».
Не исключено, конечно, что этот предварительный список в дальнейшем расширится и будет дополнен новыми компонентами, с увеличением активности кометы по мере приближения ее к нашему светилу.
Впоследствии, наверное, будет весьма интересно сопоставить уже уточненный состав кометы 67P/C-G, которая, как и большинство комет Солнечной системы, «родом» из ледяного пояса Койпера, и недавней «марсианской гостьи» – кометы С /2013 А1 (Сайдинг Спринг). Эта комета, как полагают ученые, попала в нашу Солнечную систему из далекого кометного облака Оорта. Такой сравнительный анализ даст более полное понимание фундаментального химического состава солнечной туманности, из которой возникла наша Солнечная система, и в конечном счете, появилась и сама жизнь на Земле.