Миссия «Dawn»: - составлена геологическая карта Весты, полет к Церере продолжается

Недавно опубликована подробная геологическая карта малой планеты Веста, полученная на основе результатов картографирования в миссии «Dawn» («Рассвет»).

Космический аппарат «Dawn» NASA был запущен в 2007 году для исследования двух малых планет – Весты и Цереры, находящихся в поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

Фото Астероид Веста с борта КА Dawn.
Геологическая карта астероида Веста.http://www.jpl.nasa.gov/spaceimages/details.php?id=pia18788
Фрагмент карты с кратерами Veneneia, Rheasilvia, Marcia.
КА Dawn на пути к Церере (композиция).

После достижения Весты с июля 2011 года до сентября 2012 года аппарат находился на спутниковой орбите Весты, где наряду с дистанционным исследованием характеристик этого одного из самых крупных астероидов, проводил съемки для составления геологической карты его поверхности.

Как известно, геологическое картирование – эффективное средство исследования строения верхних частей земной коры и важнейший способ поиска полезных ископаемых на Земле. Сегодня эти подходы находят применение и для изучения приповерхностных слоев небесных тел.

Многочисленные снимки, полученные с борта космического аппарата «Dawn», были использованы группой ученых и специалистов НАСА для составления подробной, с высоким разрешением геологической карты Весты – самого массивного небесного тела в поясе астероидов. В настоящее время эта работа завершена. Опубликована серия научных работ в специальном выпуске журнала «Icarus».

«Геологическое картирование астероида заняло около двух с половиной лет, – говорит один из руководителей проекта Дэвид А. Уильямс (David A. Williams) из Университета штата Аризона. – Это позволило нам построить геохронологическую шкалу Весты для сравнения с другими планетами».

Проведенное картирование планетарного объекта с выявлением всех особенностей и деталей поверхности Весты помогло ученым лучше представить процесс формирования этого астероида на разных этапах своей истории. В частности анализ показал, что в формировании геологической истории Весты участвовало несколько относительно крупных небесных тел (метеоритов). В результате столкновений с ними на разных этапах своей истории на астероиде появились кратеры Veneneia и Rheasilvia (до 3,7 млрд лет), и позднее кратер Marcia (от 120 до 390 млн лет).

Представленная геологическая карта высокого разрешения объединяет 15 отдельных карт Весты, построенных на основе спутниковых снимков и другой информации, полученной с борта «Dawn».

Коричневые цвета представляют самые древние и наиболее сильно изрезанные кратерами области поверхности Весты. Фиолетовым цветом на севере и светло-голубым обозначены поверхностные ландшафты Весты, измененные импактными (ударными) воздействиями (кратеры Veneneia и Rheasilvia – соответственно). Светло-фиолетовые и темно-синие цвета ниже экватора, представляют интерьер (внутренние районы) в бассейнах кратеров Rheasilvia и Veneneia. Зеленые и желтые представляют сравнительно молодые области поверхности Весты.

«Построенная карта имеет большое значение для лучшего понимания геологической истории Весты, особенно в сопоставлении с той информацией, которую мы получили с помощью других инструментов на борту: спектрометра видимого и инфракрасного диапазонов, предназначенного для анализа состава поверхности Весты и Цереры (VIR, Visible and Infrared Mapping Spectrometer) и прибора GRaND – детектора нейтронов и гамма-квантов», – говорит Кэрол Рэймонд (Carol Raymond), заместитель руководителя проекта Dawn (NASA's Jet Propulsion Laboratory in Pasadena, California). Анализ полученных результатов и построенных моделей продолжается.

В настоящее время космический аппарат находится на пути к следующему объекту исследования в поясе астероидов – карликовой планете Церера. Недавно была проведена очередная коррекция на межпланетной траектории перелета аппарата. Как заявили руководители проекта, это приведет к некоторому сдвигу даты прибытия аппарата к Церере (с февраля на март-апрель 2015 года), что, однако, никак не повлияет на программу запланированных исследований вблизи этого небесного тела.

В апреле 2015 года планируется выведение аппарата «Dawn» на спутниковую орбиту вокруг Цереры.

Полноразмерная карта Весты.