Стартовал «Хаябуса-2» - японский астероидный разведчик

3  декабря 2014 года  запущен японский космический аппарат  «Хаябуса-2». Его цель – относительно небольшой астероид 1999  JU3.

Запуск осуществлен с помощью японской двухступенчатой ракеты-носителя H-2A, оснащенной жидкостными ракетными двигателями, с космодрома Танегасима, расположенного на одноименном острове, южнее острова Кюсю, на границе Тихого океана и Восточно-Китайского моря.

КА Хаябуса-2 в окрестности астероида 1999 JU3 (композиция).Илл. JAXA.
Посадочный научный модуль MASCOT в монтажной лаборатории. Фото CNES.
Хаябуса-2 и посадочный модуль MASCOT на поверхности астероида 1999 JU3 (композиция в представлении художника). Илл. JAXA.

Миссия «Хаябуса-2» стала второй попыткой JAXA (Japan Aerospace eXploration Agency - Японского агентства аэрокосмических исследований) осуществить астероидную миссию с возвратом на Землю образцов астероидного грунта. Первая (и пока единственная в мире) попытка была предпринята в 2003 году. Однако программу исследований астероида Итокава выполнить в полной мере тогда не удалось из-за ряда технических неполадок.

Основная цель новой экспедиции не изменилась. «Хаябуса-2» должен собрать образцы грунта с поверхности астероида (возможно и с приповерхностных слоев) и вернуть их в специальной капсуле на Землю для проведения детального анализа состава астероидного вещества. Миссия также ставит своей целью технологическую отработку проведения геологоразведочных работ на поверхности малого небесного тела.

Астероид1999 JU3, открытый еще в мае 1999 года, имеет вытянутую орбиту, благодаря чему в своем движении пересекает орбиты Земли и Марса. Это небесное тело размером в 920 метров обращается вокруг Солнца с периодом в 474 суток и имеет собственный период вращения около 7,6 ч. Альбедо его поверхности мало, и оценивается примерно в 0,06.

Аппарат «Хаябуса-2» (его масса составляет 590 кг) оснащён двумя солнечными панелями и ионным двигателем малой тяги на ксеноне. После прибытия в середине 2018 года в окрестности астероида-цели космический аппарат будет проводить наблюдение и детальное изучение всей поверхность астероида с помощью ряда инструментов дистанционного зондирования.

Для проведения непосредственных исследований самого астероида «Хаябуса 2» несёт на борту 10-килограммовый посадочный модуль – мобильный разведчик на поверхности астероида MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), небольшой ударный импактор SCI (Small Carry-on Impactor) и минировер MINERVA 2 (MIcro/Nano Experimental Robot Vehicle for Asteroid), предназначенный для детального изучения поверхностиЗ.

Посадочный модуль MASCOT разработан специалистами немецкого космического агентства DLR (German Space Agency) в сотрудничестве с Национальным центром космических исследований Франции (Centre National d'Études Spatiales, CNES).

При составлении плана непосредственного сбора материала и изучения астероида-цели разработчики, очевидно, учитывали накопленный опыт миссий к малым небесным телам (начиная от отечественных «ВЕГА -1 и ВЕГА -2 в 80-х гг. и кончая недавней миссией «Розетта» с научным модулем «Фила»).

Посадку на поверхность астероида 1999 JU3 предполагается начать после тщательного изучения его поверхности и предварительного выбора кандидатов (вариантов) мест посадки, которые будут определены по результатам дистанционных исследований. Сам сбор образцов c поверхности астероида предполагается выполнять по принципу «touch-and-go» (дословно «приземление – и на второй круг»).

После выбора мест «приземления» космический аппарат приступит к выполнению основной части миссии. Примерно с расстояния в 100 метров в астероид с борта «Хаябуса-2» будет выпущен металлический снаряд-импактор с целью создания небольшого кратера на поверхности небесного тела.

После образования такого искусственного кратера на поверхности космический аппарат будет пытаться приземлиться на астероид, чтобы собрать поверхностные и приповерхностные материалы, полученные под воздействием удара импактора.
Собранные образцы будут храниться в капсуле и вернутся на Землю после долгого обратного пути в конце 2020 года.

Сам астероид 1999 JU3 пока не имеет собственного имени. Этот типичный углеродистый астероид из группы Аполлона принадлежит к тёмному спектральному классу C. Астероиды этого класса считаются одними из самых древних объектов в нашей Солнечной системе. Предполагается, что их химический состав близок к составу туманности, из которой образовалось Солнце, и в них могут содержаться органические вещества и вода. Однако, как считают ученые, в них отсутствуют водород, гелий и другие летучие элементы,  не исключено наличие полезных ископаемых.

По материалам JAXA, DLR, CNES