Удастся ли спасти климат Земли
Климатические переговоры, проходившие под эгидой ООН в Перу, завершились удачей – впервые в истории все страны-члены ООН пришли к климатическому соглашению.
Ежегодная конференция ООН по вопросам изменения климата COP 20 закончилась успехом: все страны-участницы выразили готовность перейти на низкоуглеродное производство, кроме того, был достигнут компромисс по поводу важных пунктов будущего климатического договора, который в следующем году должен прийти на смену Киотскому протоколу.
Нынешние переговоры начались на оптимистичной ноте, поскольку удалось быстро согласовать позиции ЕС, США и Китая, которых можно назвать главными «климатическими игроками» на планете. Были надежды, что после этого итоговое соглашение будет достигнуто без особых проблем. Но проблемы всё же возникли – из-за позиции развивающихся стран, многие из которых ввиду своего географического положения больше прочих чувствуют на себе последствия климатических перемен.
Камнем преткновения стали взносы в Зеленый климатический фонд, средства которого предназначены для противодействия изменениям климата, в том числе для развития низкоуглеродной экономики и технологий, которые позволят снизить объемы выбросов парниковых газов. При организации Фонда в 2009 году на климатическом саммите в Копенгагене предполагалось, что к 2020 году ежегодный взнос стран-участниц достигнет 100 млрд долларов. В нынешнем году взнос стран-участниц должен был пополнить климатическую казну на 15 млрд долларов, однако удалось собрать всего лишь 10,2 млрд. Развивающиеся страны, прежде всего островные, усомнились в том, что такими темпами удастся полностью профинансировать Фонд к заявленному сроку. А ведь он нужен не только для разработки «зелёных» технологий, но и для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, которые из-за климатических проблем случаются всё чаще.
Альтернативой большому Зелёному фонду могли бы стать собственные аналогичные фонды развитых стран, помощь из которых шла бы их более бедным партнёрам. «Нельзя сказать, что в Лиме ничего не достигнуто, прогресс есть, но очень медленный, финансы выделяются большие, но все равно недостаточные, - комментирует результаты работы климатического саммита руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Алексей Кокорин. – Россия, согласно уровню своего экономического развития, – добровольный донор, как и Китай. Поэтому очень разумной выглядит идея создания российского ЗКФ для помощи населению, природе и экономики уязвимых стран, с которыми у нас наиболее тесные отношения».
Другой спорный вопрос – доля ответственности стран за промышленные выбросы в зависимости от объемов производства. Некоторые аналитики полагают, что оценивать её нужно не по месту производства, а по месту потребления. К примеру, Китай производит очень много товаров, но реализуются эти товары в США и Западной Европе. Значит, они и должны платить за своё потребление.
С итоговым решением пришлось задержаться на сутки, но, в конце концов, сторонам удалось прийти к компромиссу. Основная доля ответственности в конечном счёте легла на развитые страны. В принятом документе идет речь об общей, но дифференцированной ответственности за объемы выбросов. К 31 марта следующего года правительства разных стран подготовят документы, на основании которых ООН к 1 ноября должна решить, удастся ли такими темпами к 2100 году ограничить увеличение среднегодовой температуры. (Чтобы избежать климатической катастрофы, она должна вырасти не более чем на 2°С.)
Что касается Зеленого климатического фонда, то принятые ранее договоренности об объемах финансирования сохраняются, правда, не уточняется, из каких источников оно будет осуществляться. Госсекретарь США Джим Керри, выступивший на климатических переговорах в Перу призвал всех объединить усилия, приравняв изменения климата к терроризму, эпидемиям, ядерной угрозе. «Я знаю, что некоторые люди в ярости от того сложного положения, в котором они оказались из-за больших держав. Но на самом деле у нас просто нет времени сидеть и перекладывать друг на друга вину, надо действовать. Все очень просто – это всеобщая ответственность (за изменения климата)», – цитирует политика сайт ru.euronews.com.